Учёные NASA надеются найти жизнь на миллионах планет

Учёные NASA из научно-исследовательского центра Эймса (Ames Research Center) составили перечень возможностей обитаемости для планет и других космических тел Солнечной системы и за её пределами. Научная работа, которую возглавил Кристофер Маккей (Christopher McKay), была опубликована в издании PNAS и наметила пути поиска жизни на планетах, спутниках и прочих объектах.

Проведённые на Земле исследования привели учёных к выводам, что жизнь может существовать даже при тех условиях окружающей среды, которые ранее были признаны для неё непригодными. Из этого следует, что и количество потенциально обитаемых планет на самом деле больше, чем предполагалось.

Не все формы жизни мы можем увидеть невооружённым глазом, а некоторые микроорганизмы могут жить в крайне экстремальных условиях, например, при температуре ниже нуля градусов Цельсия или, наоборот, выше точки кипения воды. То есть не следует списывать со счетов планету лишь потому, что на ней слишком холодно или слишком жарко по человеческим меркам.

Также не все формы жизни нуждаются в большом количестве жидкости. Например, некоторые водоросли были обнаружены внутри горных пород, где жидкости почти не было. А ведь даже в породах Луны содержится какое-то количество влаги.

Значение света или какого-то другого источника тепла и энергии для зарождения жизни, похоже, также была несколько переоценена. Ведь на морских глубинах, куда свет попросту не проникает, тоже обитают живые существа. Так что вполне возможно, что некоторые планеты были напрасно исключены астрономами из списка потенциально обитаемых лишь потому, что находятся слишком далеко от своей родительской звезды.

Высокий уровень радиации- Некоторые микробы проживают даже внутри ядерных реакторов. Вполне возможно, что это лишь начало списка неверных причин, по которым многие планеты были отвергнуты астрономами.
И, разумеется, одно из самых распространённых заблуждений − это необходимость большого количества кислорода для выживания. Исследования показали: кислород необходим не всегда, а для некоторых форм жизни может и вовсе быть смертельным (например, для бактерий, живущих в почве). Куда более важным для жизни газом оказался азот.

Помимо всего прочего, Маккей сделал акцент на том, что в настоящее время наши технологии поиска внеземной жизни стремительно совершенствуются. Вполне возможно, что в ближайшее время учёные столкнутся с ней, даже если она будет существовать в той форме, которую мы даже не могли себе вообразить.

Эта гипотеза подтверждается и на практике. Например, команда астрономов из института SETI, проанализировав данные космического телескопа Kepler, описала 715 новых экзопланет, вращающихся вокруг 305 звёзд. Их системы напоминают Солнечную.

Также "Кеплер" обнаружил планету размером с Землю в обитаемой зоне звезды Kepler 186. Все открытые объекты являются потенциально обитаемыми мирами: они были проверены с помощью новой аналитической схемы под названием проверка по кратности. Этот метод может быть применен для многих отдельных планет сразу, что позволяет верифицировать сотни новых планетных систем.

Астрономы из Корнельского университета (Cornell University) разработали методику вычисления индекса биологической сложности, объединяющей факторы, делающие жизнь на других планетах возможной. По их предварительным данным, в одном лишь Млечном Пути существует 100 миллионов планет, на которых могут обитать многоклеточные организмы. Их выводы были обнародованы в журнале Challenges.