Ученый нашел на Марсе тектонические плиты

Спустя почти сорок лет исследований ученые наконец доказали, что на Марсе существуют тектонические плиты, и сделали это без помощи героя последнего месяца, ровера Curiosity.

В недавно опубликованной в журнале Lithosophere статье ученый Ан Ин (An Yin) из Университета Калифорнии (UCLA) разоблачает тайну Долин Маринера, заявляя, что эта система каньонов на Красной планете является следствием тектонических процессов – рифтогенеза, разломов коры и подземным движением платформ.

Исследование Ин показывает, что поверхность Земли является не единственным в Солнечной системе продуктом активности литосферных плит. Ученый провел анализ сотен фотографий камеры THEMIS на борту спутника Odyssey, сравнивая их с геологической документацией по Гималаям, Тибету и Долине смерти в Калифорнии – уникальными местами, в которых видны разломы основных плит планеты.

Особенно хорошим объектом для него стала Долина смерти – межгорная впадина в районе пустыни Мохаве и Большого Бассейна в штате Калифорния. На ее территории есть области со скалами, которые сформировались в результате гигантского разрыва пород из-за сдвига тектонических плит на их стыках.

Ин смог сравнить эти структуры с очень гладкой и плоской стеной каньона на Марсе – по его убеждению, она могла образоваться только из-за аналогичного разрыва пород. «Эти особенности не увидеть больше ни на одной планете Солнечной системы – только на Земле и Марсе», - пишет он в своей статье.

Долины Маринера считаются самой длинной и глубокой системой каньонов во всей Солнечной системе. Она достигает в длину 4500 километров, составляя четверть окружности Красной планеты и в девять раз превышая по этому параметру Большой каньон на Земле. Учитывая то, что никаких доказательств тектонической активности на Марсе до сих пор найдено не было, причины образования Долин оставались для научного мира загадкой.

Новая работа калифорнийского ученого показывает, что на самом деле Долины Маринера являются частью стыка марсианских литосферных плит, которые находятся в постоянном движении. По расчетам Ина, для образования Долин они продвинулись на 93 мили (около 150 километров) по отношению друг к другу.

Если тектоническая активность на Марсе действительно существует, то проходит она невероятно медленно. Значимые сдвиги плит достигаются примерно за миллион лет. Ин предполагает, что сам тип тектоники – иной: например, у Марса может быть всего две литосферных плиты, а не семь, как на Земле.

Ученый сравнивает этот процесс с горизонтальной тектонической активностью в районе Мертвого моря. Исходя из результатов его исследования, на Марсе должно быть место и таким явлениям, как землетрясения или, марсотрясения, как логично называет их ученый.