На днях космическое пространство перестало быть исключительной вотчиной нескольких государственных аэрокосмических агентств. В свой первый полет к МКС отправилась первая частная ракета-носитель SpaceX Falcon 9. Одновременно это означает завершение недолгой монополии России на доставку грузов к международной космической станции. И не только...
В самом деле, если учесть ситуацию в отечественной космонавтике, то этот запуск может поставить под сомнение и статус нашей страны как космической державы.
Итак, 22 мая нынешнего года началась новая эра освоения космоса - в 11:44 по московскому времени с мыса Канаверал отправилась к Международной космической станции ракета-носитель SpaceX Falcon 9 с космическим кораблем Dragon. На борту аппарата чуть больше полутонны полезной нагрузки, о которой в американском аэрокосмическом агентстве кокетливо сообщили, что это "необязательные" предметы, без которых экипаж станции сможет в случае провала миссии обойтись. Все бы хорошо, только вот в случае ее успеха "необязательными" могут стать российские "Союзы" и "Прогрессы".
После завершения летом прошлого года американской программы Space Shuttle наши "рабочие лошадки" - ракеты-носители семейства "Союз" и корабли "Прогресс" - превратились в монополистов в деле обеспечения Международной космической станции всем необходимым. Россия и раньше лидировала по количеству запусков из-за сравнительно низкой стоимости эксплуатации "Союзов" и их общепризнанной надежности.
Теперь же наша страна ушла в значительный отрыв от всех конкурентов. В прошлом году отечественные ракеты стартовали 35 раз, в то время как ближайший преследователь - Китай - отправил на орбиту только 19 аппаратов. Этот чисто технический момент позволил руководителям космической отрасли заявлять, что Россия остается лидером в области исследований околоземного пространства.
Однако по апломбу космических бонз нанес ощутимый удар провал запуска к МКС очередного "Прогресса" в августе прошлого года. Тогда космический корабль, который должен был обеспечить экипаж продовольствием и топливом, разбился из-за сбоя в работе сверхнадежной ракеты-носителя "Союз-У". Тот провал стал одной из причин для отказа от эксплуатации этой ракеты, которая использовалась без малого сорок лет. Ее последний запуск состоялся на прошлой неделе на космодроме Плесецк.
А успех ракеты Falcon 9, разработанной частной компанией Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX), может в скором будущем вообще перечеркнуть все планы по развитию отечественной космонавтики. Поскольку разработки созданной основателем платежной системы PayPal Элоном Маском SpaceX ставят под сомнение последнее преимущество российской техники, ее пресловутую дешевизну. Ведь именно с целью максимально снизить стоимость космических запусков, превратить ракеты в своеобразные орбитальные такси, услуги которых доступны не только государствам, но и частным лицам, создавал свою компанию Элон Маск.
И даже если нынешняя миссия Falcon 9 окончится неудачей и Dragon не сумеет пристыковаться к МКС, он уже добился поразительных результатов самим фактом разработки ракеты-носителя и космической капсулы, которые можно использовать как для доставки на орбиту грузов, так и людей. По признанию топ-менеджера NASA Алана Линденмойера, если бы этим занималось само аэрокосмическое агентство, а не частная компания, соответствующая программа обошлась бы кратно, а то и на порядок - от четырех до десяти раз - дороже.
Это только одна, сугубо финансовая сторона достижения SpaceX. Но есть у него и другое, гораздо более важное, гуманистическое измерение. Элон Маск сделал космос ближе простому, частному человеку. Он доказал, что совершенно не обязательно располагать научно-техническим потенциалом целых государств, чтобы летать в космос.
Его компания ликвидировала монополию нескольких правительственных организаций на орбитальные полеты. Вот почему вывод на орбиту полутонны "необязательных предметов", которые находятся на борту корабля Dragon, можно считать началом новой эры в освоении космоса, эры частной космонавтики.
Вместе с приходом частного бизнеса в эту сферу значительно меняются цели и задачи государственных аэрокосмических агентств. Понятное дело, что тягаться с предпринимателями в эффективности чиновникам не под силу. А это значит, что центр тяжести в деятельности национальных агентств смещается в сторону масштабных проектов, которые пока частникам не под силу - межпланетные перелеты, изучение дальнего космоса и тому подобных вещей на грани фантастики.
Тем хуже для отечественной космонавтики, поскольку ничего подобного в недавно обнародованной стратегии Роскосмоса до 2030 года не значится.
Источник: lifeukr.net
2013-07-02 в 14:28
Во вторых по 2-3 запускам не судят
ответить ›