Российские ученые открыли новое небесное явление

Молнии, бьющие вверх, - это не фантастика. Российский микроспутник "Татьяна" совершил открытие, которое если не переворачивает, то, по крайней мере, серьезно корректирует современные представления о процессах, происходящих в верхних слоях атмосферы. Неизвестные до сего момента излучения, которые невозможно увидеть невооруженным глазом, абсолютно непредсказуемы и не зависят от погодных условий, например, от грозы. И пока их воздействие не изучено, они могут представлять опасность, например, для самолетов.

Спутник "Татьяна-2" хоть и был с приставкой "микро" и проработал на орбите каких-то 4 месяца, но смог передать данные, которые перевернули представления ученых о процессах, происходящих в земной атмосфере.

В начинке "Татьяны-2" были приборы с ультрафиолетовыми фильтрами - разработка ученых МГУ, которая и позволила зафиксировать абсолютно новые явления в небе. Для удобства, их пока называют молниями. Но от обычных - тех, что можно увидеть в грозу, - они, конечно, отличаются. Принципиально - двумя вещами: это разряды очень высокой энергии, и бьют они не в землю, а вверх, в ионосферу.

"По протяженности обычные молнии километра 2 высотой: между облаком и землей. Так эти же - от 40 до 100 километров, и их поперечный размер - мы привыкли, что молния это тонкий шнур, а эти высокочастотные разряды: спрайты, "эльфы" и "голубые струи", - их поперечный размер достигает 100 километров", - рассказывает младший научный сотрудник НИИЯФ МГУ Павел Климов.

Сенсационность переданных "Татьяной" сведений заключается в том, что вспышки эти появляются не только там, где есть грозовые облака. Формирование мощных разрядов не зависит от погоды. Это первое.

Второе открытие - молнии облюбовали не всю поверхность Земного шара. Их, к примеру, нет в Сибири, над пустынями и океанами. Зато много над европейской частью России, в Латинской Америке и над Австралией. Много - это сотни разрядов в секунду, вне зависимости от времени суток.

Сполохи то появляются, то на несколько часов исчезают. Неизученные и непредсказуемые атмосферные явления - это плохо, прежде всего, для авиации. Как там дальше будут вести себя молнии, никто сейчас сказать не может. Московские ученые выяснили - некоторые разряды, бьющие вверх, формируются на 10-километровой высоте, освоенной самолётами.

"Для высоких перелетов там может определенный уровень радиации появляться. Тем более могут быть сопутствующие явления - гамма-всплески", - рассказывает младший научный сотрудник НИИЯФ МГУ Виолетта Морозенко.

- Что такое гамма-всплески?
- Гамма-всплески - это более жесткое излучение: может оказывать действие на аппаратуру.

Микроспутник "Татьяна-2" был придуман и собран в стенах НИИ ядерной физики МГУ. По бокам антенны высокочастотной связи - для передачи научной информации на Землю, в центре - панель: солнечная батарея со специальным датчиком.

"Для того чтобы космический аппарат разворачивался к Солнцу батарей, чтобы более эффектно воспринимать энергию, идущую от Солнца, научно-популярная нагрузка располагается с обратной стороны, - поясняет старший научный сотрудник НИИЯФ МГУ Николай Веденькин. - Закрыта матами - вакуумная термоизоляция, - чтобы аппаратура не замерзла и не перегрелась".

В ближайшие несколько лет российские ученые хотят отправить в космос целый караван спутников, для того чтобы изучить молнии и понять, чего от них ждать в будущем.

Сейчас в Научно-исследовательском институте ядерной физики готовят к запуску еще один спутник. Предполагается, что он будет выведен на орбиту в начале следующего года. Начиненный самой чуткой и современной аппаратурой спутник должен помочь ученым ответить на вопросы, как, по какой причине формируются молнии в верхних слоях атмосферы и почему только в определенных точках Земного шара.