К аварии ракеты-носителя "Протон-М" с тремя спутниками Глонасс на борту привёл сбой в работе датчиков угловой скорости. Установлены они были неправильно. К таким выводам пришли специалисты межведомственной комиссии, созданной для расследования причин ЧП на космодроме Байконур 2 июля. Причиной технической ошибки стало отсутствие производственной дисциплины, а порой преступная халатность и поверхностное отношение со стороны Роскосмоса.
Обо всем этом на заседании межведомственной комиссии по расследованию причин падения ракеты "Протон-М" заявил 5 августа вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин. По мнению Рогозина, руководство Роскосмоса самоустранилось от работы по развитию космической инфраструктуры на земле и "считает для себя главным осуществлять пуски ракет". Как сообщает ИТАР-ТАСС, Дмитрий Рогозин выразил недоумение тем, как можно было допустить неправильную установку датчика на штатной, серийной ракете. Проверка показала, что причиной аварии ракеты "Протон-М" на космодроме Байконур 2 июля 2013 года стала неправильная установка датчиков угловых скоростей. При этом датчики имели следы повреждений от несанкционированного воздействия на них.
"Как это могло произойти на серийной ракете? Там же весь процесс регламентирован", — заметил Рогозин.
Дмитрий Рогозин также считает предпринимаемые Роскосмосом меры по повышению качества ракетно-космической техники недостаточными. "Во-первых, вижу неэффективное управление. Во-вторых, избыточные мощности. В-третьих, мутное понимание целей космической деятельности", — высказал еще три претензии к руководству Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
По факту крушения "Протон-М" было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности при ведении работ.
Одним из выходов из кризисной ситуации в космической отрасли может стать объединение космической и авиационной промышленности.
2 июля 2013 года президент Владимир Путин создал специальную комиссию по реформированию ракетно-космической отрасли. Комиссию возглавил вице-премьер Дмитрий Рогозин.
"Считаю востребованной идею обсудить вопрос соединения в рамках единой технической политики того, что делается как в космической промышленности, так и в авиационной, — отметил Дмитрий Рогозин. — В авиации сейчас расширяется потолок возможностей. Вполне вероятно, что могут появиться и аппараты, системы межсредные, работающие как в ближнем космосе, так и в воздушном пространстве. Так, может быть, если мы говорим о переразмеренности в авиации, в космосе, то сейчас использовать этот шанс".
Вице-премьер российского правительства отметил, что если речь идет о создании объединенной ракетно-космической корпорации, то необходимо "определить географию ее ответственности".
2 июля "Протон-М" с тремя аппаратами "Глонасс-М" стартовал с 81-й площадки космодрома Байконур. Почти сразу после отрыва от стартового стола ракета резко отклонилась от траектории полета, начала распадаться в воздухе, упала неподалеку от места старта и взорвалась.
Как подтвердили выводы межведомственной комиссии, к аварии привел сбой в работе трех датчиков угловой скорости, которые были установлены неправильно — с разворотом на 180 градусов. Комиссия поручила заводу-изготовителю изменить конструкцию датчика, чтобы исключить возможность их неправильной установки. Рабочая группа также обязала оборудовать места сборки ракет и изготовления узлов системой фото и видеофиксации.
До конца 2013 года Роскосмос планирует 4-5 пусков "Протона", первый запуск с иностранным спутником запланирован на сентябрь.
2 августа глава правительства России Дмитрий Медведев объявил руководителю Роскосмоса Владимиру Поповкину выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.