Обследована галактика-каннибал с мощным пылающим "сердцем"

Обследована галактика-каннибал с мощным пылающим сердцем

Наблюдения, производимые из двух космических обсерваторий Европейского космического агентства обеспечивает многоступенчатым представлением о таинственной галактике «Центавр A» (Centaurus A), сообщает «WordScience.org».

Новые образы, полученные с рентгеновского спутника космической обсерватории «Herschel» и «XMM-Newton», раскрывают некие представления об энергетических процессах, происходящих в её ядре.

На протяжении 12 миллионов световых лет «Центавр, А» является самой ближней большой эллиптической галактикой к «Млечному Пути». Данная находка была необычной, поскольку вскоре после её открытия в 19-ом веке, были обнаружены толстые слои пыли, окружающие её центр — это и является необычной особенностью для эллиптических галактик. Но, только спустя век стала известна истинная природа галактики.

Происхождение её ядра — это две массивные струи материала, протекающих от чёрной дыры в центр «Центавра, А». При наблюдении с помощью радиотелескопов стало известно, что струи простираются до миллиона световых лет, хотя результаты «Herschel» и «XMM-Newton» были сосредоточены на внутренних областях.

«Центавр, А — самый близкая галактика с массивными струями, которые исходят с центра чёрной дыры», — пояснил профессор Кристин Уилсон из Мак—Мастерского университета (McMaster University — Канада), а также ведущий исследования «Centaurus». «Наблюдения с помощью «XMM-Newton» и телескопов позволили изучать эффекты длинных волн производимые на галактику и её окрестности».

Сильные радиоизлучения, вызванные движениями электронов, проходят со скоростью близкой к световой, через сильное магнитное поле с такой яркостью, что струи видны на ИК-изображениях из «Herschel Space Observatory». Свидетельство пыльного витого диска вблизи центра галактики, также заметно на изображениях в этой же обсерватории.

Эта странная форма является убедительным доказательством того, что в далеком прошлом «Центавр» испытал столкновение с другой галактикой. Столкнувшиеся галактики сформировали искривлённые диски. Такие столкновения часто приводят к образованию оболочек в виде колец из газа и пыли. «Центавр, А» не является исключением. Наблюдения уже дали подтверждения о наличии двух мест скопления пыли.

Наблюдения «Herschel» уже подтвердили наличие скоплений пыли, которые выстроены в одну линию с массивными струями.

«Очевидное выравнивание скоплений пыли со струями, похоже, космическое совпадение. Кажется, что пыль возникла от одной из столкнувшихся галактик», — объясняет доктор Робби Аулд из Кардиффского университета (Cardiff University).

В рентгене отчётливо видно влияние двух массивных струй. Показывая наличие очень горячего газа, изображения с «XMM-Newton» ясно показывают оси одной из струи. В то время, как другая струя не замеченная «XMM-Newton» — это газ, нагретый до очень высокой температуры и создающий яркий рентгеновский свет.

«XMM-Newton, как раз таки подходит для обнаружения слабого рентгеновского излучения, тем самым позволяя нам увидеть гало вокруг галактики», — отмечает Норберт Шартель. Массивная чёрная дыра в центре галактики, также оказывает влияние на её окружение. Материал вокруг неё светится ярко в рентгеновских лучах, но «Herschel» определил очевидный дефицит пыли в нескольких тысячах световых лет от чёрной дыры.

«Это может быть связано с интенсивным рентгеновским излучением уничтожающем крошечные частицы пыли, или из-за деформированного кольца пыли, влияющего на формирование звёзд», — говорит профессор Уилсон. «В любом случае, «Центавр А» — это идеальное место для изучения экстремальных процессов, которые происходят вблизи сверхмассивных чёрных дыр».