Найдена одинокая бездомная планета

Одинокая планета, получившая пока название CFBDSIR2149, считается «бездомной», поскольку она не вращается вокруг звезды.

Это первая в своем роде блуждающая планета, открытая учеными после десяти лет поисков, которые назвали «поиском одной-единственной иголки в тысячах стогов сена».

Будучи в семь раз больше Юпитера, она свободно плавает в космическом пространстве, не имея связей притяжения и отвечая определенным критериям по массе, температуре и возрасту, чтобы называться планетой.

Возраст космического «бомжа» - от 50 до 120 миллионов лет, а температура составляет примерно 400 градусов Цельсия. Ее относят к группе из 30 очень молодых звезд, которая носит название движущейся группы AB Золотой Рыбки.

Планету открыли ученые из Монреальского университета, которые консультировались со своими французскими коллегами и сверялись с данными Канадско-Франко-Гавайского телескопа CFHT и Очень большого телескопа Европейской южной обсерватории.

Хотя ученым было уже известно о существовании блуждающих планет такого типа, они до настоящего времени не наблюдали ни одной из них.

Считается, что эта одинокая планета могла прилететь издалека на этапе своего формирования.

Есть надежда, что теперь у астрономов появится больше знаний о блуждающих планетах и об экзопланетах, которые вращаются по орбитам вокруг звезд.

Само ее существование подтверждает теорию о том, что такие «бездомные» объекты встречаются в космосе чаще, чем считается в настоящее время.

«Хотя теоретики установили, что очень холодная и молодая планета такого типа существует, ее до сегодняшнего дня никто не наблюдал», - заявил астрофизик из Монреальского университета Этьен Артиго (Étienne Artigau).

«Этот объект был обнаружен во время сканирования площади, в тысячу раз превосходящей поверхность полной Луны. Мы наблюдали сотни миллионов звезд и планет, но по соседству нашли лишь одну блуждающую планету. Теперь мы будем искать их дальше среди астрономического количества объектов. Это похоже на поиск одной-единственной иголки в тысячах стогов сена».

Команда астрономов наконец получила возможность исследовать ее благодаря относительной близости этой планеты и отсутствию поблизости яркой звезды.

«Поиски планет, вращающихся вокруг звезд, подобны изучению светлячка, сидящего в одном сантиметре от очень мощного дальнего света автомобильных фар, - говорит ведущий автор исследований Филипп Делорм (Philippe Delorme) из Института планетологии и астрофизики в Гренобле. - Обнаружение близкорасположенного блуждающего объекта дает нам шанс изучить такого «светлячка» в деталях, когда ослепительный свет фар не мешает его разглядеть».

Аспирант Монреальского университета Джонатан Ганье (Jonathan Gagné) добавляет: «За последние несколько  лет было обнаружено несколько  объектов такого типа, но их существование нельзя было установить без научного подтверждения их возраста. Астрономы не были до конца уверены, к какой категории их относить - к планетам или к коричневым карликам».

Слово «планета» происходит от латинского «planetus», а оно, в свою очередь, происходит от греческого «planeta», что означает движущееся или блуждающее небесное тело.

Планеты отличаются от звезд тем, что последние находятся в фиксированном положении на небе.

Источник: inosmi.ru