Марсоход Curiosity обнаружил необычный камень-пирамиду

Марсоход Curiosity впервые обнаружил на марсианской поверхности камень, да еще необычной пирамидальной формы, которому ученые из НАСА даже присвоили ему имя – Джейк, в честь инженера Джейкоба Матичевича, руководившего программой Curiosity.

Curiosity находится примерно в 2,5 метрах от пирамидального камня, который заставил марсоход затормозить на полпути от посадочной площадки Бредбери к местности Гленелг.

По информации Лаборатории реактивного движения НАСА, операторы дадут машине команду прикоснуться к камню спектрометром и сделать фотографии крупным планом в ближайшие дни.

С помощью камня Curiosity протестирует специальный манипулятор с датчиками.

Необычной формы булыжник назван в честь Джейкоба Матичевича, который отвечал за операции на поверхности Марса в проекте Mars Science Laboratory, где и создали Curiosity.

Матичевич умер 20 августа в возрасте 64-лет, исследователь также обслуживал все предыдущие марсоходы НАСА: Sojourner, Spirit и Opportunity.

Чтобы подобраться к камню, марсоход провел в пути шесть дней, преодолевая по 22-37 км в сутки. В долине Гленегле Curiosity впервые проведет анализ порошка, оставшегося от бурения породы.

В Гленелге пересекаются местности трех типов, одна из них светлее, а другая испещерена кратерами. Марсоход передвигается по той области, которая слабее отмечена кратерами.

Светлая область, отмечают в НАСА, представляет особый интерес, потому как сохраняет дневное тепло на протяжении всей ночи.

«Чем ближе светлая область, тем лучше видны тонкие темные полосы неизвестного происхождения. Разнообразные мелкие трещинки становятся более четкими, когда мы к ним приближаемся», - объясняет сотрудник проекта Mars Science Laboratory Джон Гротцингер из Калифорнийского технологического института (США).

Исследователи, при помощи мачтовой камеры Curiosity, получили фотографии прохождения спутников Марса Деймоса и Фобоса по солнечному диску. Этот эксперимент стал частью исследования изменений орбит марсианских лун. Такие же наблюдения вели предшественники Curiosity, марсоходы Spirit и Opportunity в 2004 году.

«Орбита Фобоса очень медленно приближается к Марсу, а Деймос, наоборот, отходит дальше», - поясняет Марк Леммон из Техасского университета A&M.

Расчеты движения неопределенны, потому что внутреннее строение Марса не изучено до конца.

Фобос, подобно Луне на Землю, имеет влияние на Марс: движение спутника приводит к небольшим изменениям формы планеты, которые, в свою очередь, влияют на орбиту «прикрепленного» к Марсу небесного тела.

Во время мииссии Curiosity, которая продлится два года, исследователи используют 10 научных инструментов, которыми укомплектован аппарат, чтобы оценить, могут ли выбранные для изучения области Кратера Гейла когда-нибудь стать колыбелью развития жизни.