Куда утекли марсианские реки?

Гипотеза о том, что когда-то на Марсе были водоемы, находит все больше подтверждений. На Красной планете найдены следы ледников, а также предполагаемые речные русла. Но если когда-то там текли реки, то куда же они впадали? На этот вопрос попытались ответить специалисты Калифорнийского технологического института (США) во главе с Романом Дибайесом.

Еще в 2006 году радар MARSIS выявил под поверхностью планеты обширные скопления водяного льда — причем отнюдь не только на полюсах. В частности, льдом заполнен метеоритный кратер диаметром около 250 километров, расположенный под равниной Хриса. А в позапрошлом году специалисты из Германии обнаружили на склонах марсианского каньона, расположенного в регионе Melas Chasma, следы, похожие на русла каналов, на дне которых оказались сульфатные соединения, обычно образующиеся в результате процессов окисления под воздействием воды. Это позволило сделать вывод, что здесь когда-то находилось огромное море.

Ученые считают, что на протяжении определенного периода вода на Марсе существовала не только в замороженном, но и в жидком состоянии. Вулканы растопили лед под поверхностью планеты, и вода вытекла наружу. Какое-то время спустя она начала испаряться, о чем свидетельствуют найденные на планете соединения сульфатов.

В прошлом году марсоход Curiosity передал полученные при помощи телеметрии снимки, на которых среди горных пород Марса виднеется нечто, напоминающее усеянное гравием русло реки или ручья. Снимки сделаны в районе кратера Гейла, в воронке которого хорошо видны глубинные слои марсианского грунта, способные поведать о геологической истории Красной планеты. Найденное речное русло располагается между полем к северу от кратера и подножием Острой горы. По словам экспертов, размер и форма камней русла позволяют получить представление о том, какова была длина реки и скорость текущей в ней воды.

По мнению большинства ученых, вода на Красной планете все же присутствовала. Правда, непонятно, отчего в низинах северного полушария встречается, по сравнению с южным, так мало филосиликатов — минеральных пород, которые, как правило, образуются на дне водоемов.

Недавно удалось прояснить этот вопрос. Построение климатических и геохимических моделей Марса показало, что, если на планете существовал океан, то часть его поверхности была покрыта льдом. Кроме того, детали рельефа по краям предлагаемого океанского бассейна соответствуют наличию в этой зоне крупных ледников. Как полагают исследователи, именно низкая температура и ледяной покров помешали формированию на дне водоема слоистых силикатов, характерных для морских отложений.

Все эти факты свидетельствуют о том, что построенные ранее модели формирования марсианского климата не совсем точно отражают реальную картину. Тогда как одни модели представляют древний Марс сухим и холодным, а другие — теплым и влажным, на деле климат планеты в далекие эпохи, вероятнее всего, был влажным и весьма холодным, близким к приполярному на Земле. Это вполне согласуется и со всеми недавно обнаруженными геологическими характеристиками.

На этот раз исследователей заинтересовал регион под названием Эолийская гряда, представляющий собой равнину, расположенную на границе между северной низиной и южными возвышенностями. Она покрыта множеством горных хребтов, которые ученые интерпретируют как древние речные русла.

Эти образования приподняты над окружающей местностью, а не утоплены, как это происходит обычно с руслами водоемов, поскольку крупный песок и гравий в них оказались более устойчивыми к эрозии, чем мелкозем на месте поймы — так объясняют этот феномен эксперты.

Дибайес и его коллеги изучили местность по снимкам, сделанным камерой HiRISE КА Mars Reconnaissance Orbiter. Благодаря очень высокому разрешению, при помощи этого устройства удается рассмотреть объекты размером от 25 сантиметров. Также некоторые места специально фотографировались с небольшим смещением в целях получения трехмерных изображений.

Как оказалось, русла предполагаемых марсианских рек постепенно расширяются, а затем круто сбегают вниз, образуя дельты — осадочные отложения, характерные для мест впадения рек в озера, моря или океаны.

На Марсе и ранее выявляли формирования, похожие на дельты, но все они лежат в пределах четких топографических границ — к примеру, ударных кратеров. На сей же раз дельта ведет в незамкнутый регион. Это может быть лишним свидетельством того, что планету когда-то покрывал океан — туда и впадали реки…