Космолайнер к 2050 году: прожект или неизбежность?

SpaceLiner, предположительно, сможет перебрасывать полсотни пассажиров из Европы в Австралию за 90 минут — или 100 пассажиров из Европы в Калифорнию за час. Чтобы сделать это, он должен разгоняться до M24 — точнее, до 25 200 км/ч, причём на высотах до 82 км.

«Может быть, мы лучше охарактеризуем SpaceLiner, сказав, что это своего рода второе поколение Space Shuttle, но с принципиально иной задачей», — рассказывает Мартин Зиппель, координатор проекта в Германском центре авиации и космонавтики (DLR). Уверенность германских разработчиков в собственных силах вызывает по меньшей мере любопытство: сравнивать своё детище с не очень успешным проектом (это мы о шаттлах), который критиковали ещё в период разработки, может только тот, кто действительно добился чего-то существенного.

Итак, SpaceLiner будет взлетать вертикально, используя ракетные двигатели закрытого цикла на жидком водороде и кислороде. Длина предполагаться в районе 70 м, размах крыльев — 40 м при максимальном взлётном весе в 1 250 т. Предельная дальность — 16 500 км. В общем, опять чисто немецкий проект: дорого, быстро и... ещё раз дорого — от 12,5 до 25 т веса летательного аппарата на каждого пассажира. Как-то так.

Впрочем, проектировщики и не скрывают, что не будут возить завсегдатаев заведений по раздаче бесплатного супа. Это коммерческий проект, твердят они, и уже в ближайшее десятилетие Германский центр авиации и космонавтики найдёт коммерческих партнёров для его реализации.

Что насчёт известных проблем шаттлов? Увы, конструкторы скупы на детали. Правда, отмечается, что после активной части траектории (разгона) и начала планирования ситуация будет лучше, чем у упомянутого корабля, за счёт более высокого аэродинамического качества. Некоторое недоумение вызывает заострённый нос SpaceLiner: уже давно показано, что при скоростях выше М5 он не даёт серьезных преимуществ перед закруглённым, если даже не наоборот.

Разработчики, однако, прямо-таки лучатся оптимизмом: окончательная форма ЛА ещё не выбрана и может быть скорректирована. Зато мы гарантированно будем обгонять проектируемых в других странах конкурентов, кои собираются использовать гиперзвуковые двигатели открытого цикла (брать воздух из атмосферы). Правда, тем придётся нести значительно меньше топлива, что удешевит их проекты, но о таких мелочах в DLR предпочитают не вспоминать. Зато закрытый цикл для высоких скоростей хорошо отработан, и никаких принципиально новых технологий создавать не придётся, что делает начинание реализуемым уже в ближайшее время, хвастаются немцы. «Мы не будем стараться повысить эффективность двигателя, лучше предпочтём поработать над возможностью его повторного использования», — подчёркивает герр Зиппель.

Первая ступень SpaceLiner после отработки топлива будет на парашюте спускаться на поверхность неподалёку (благодаря вертикальному взлёту) от места запуска. Её сразу же начнут готовить к повторному старту: многоразовость первой ступени — непременное условие этого проекта. Встроенные двигатели будут лишь поддерживать скорость уже на высокой части траектории.

Охлаждение — ахиллесова пята шаттлов — «станет активным, а теплозащита — эффективнее», причем оба процесса будут сфокусированы «на кромке крыла ЛА».

В нынешнем виде проект, конечно, вызывает больше вопросов. При таких скоростях и взлёт, и посадка над населёнными территориями исключены: и звуковой барьер преодолевать не дадут, и спускаемая первая ступень будет норовить упасть не туда. То есть субкосмопорты придётся строить в пустынной местности. С Калифорнией и Австралией разработчики, конечно, угадали, а вот где они найдут пустыню в Европе? Старт вертикальный, то есть разгон над водой вблизи поверхности явно не получится. Сколько займёт дорога из космопорта посередине Балтийского или Северного моря? И не проще ли тогда возродить «Конкорды»?..

Отдельно неясен нарочито традиционный аэродинамический облик. Со времён проектирования шаттлов прошли десятилетия, и сейчас совершенно очевидно, что их форма не была оптимальной. Между тем SpaceLiner к ней явно близок. Не получится ли у немцев второй Me-262 — аппарат с моторами и скоростью одной эпохи и аэродинамикой предыдущей?

Впрочем, даже если всё так и не будет поправлено до запуска SpaceLiner'а в эксплуатацию, намечаемого на 2050 год, можно будет конвертировать проект в туристические суборбитальные эмпиреи (до 82 км) — если, конечно, американские частники к тому времени не заполонят и этот рынок.

Источник: science.compulenta.ru

Похожие новости:
Япония к 2050 году построит лифт в космос
Японская строительная корпорация «Обаяси» к 2050 году решила построить лифт в космос, сообщает «МИР 24». Длина конструкции составит 35 тысяч километров и соединит Землю с космической станцией. Кабина лифта будет вмещать в себя одновременно 30 человек, а подъем будет ..
2013-02-20 2249 0 Космос
0
Япония намерена построить лифт в космос к 2050 году
Японская строительная корпорация "Обаяси" планирует к 2050 году построить первый в истории космический лифт, сообщают во вторник японские СМИ, передает ИТАР-ТАСС. В компании заявляют, что новая технология позволит во много раз снизить стоимость доставки грузов на орбиту. Идея ..
2012-02-21 2636 0 Космос
0
Стартовую площадку Байконура ждет реконструкция
Глава Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил, что в этом году в рамках проекта "Стратегии развития космической деятельности до 2030 года" планируется провести реконструкцию стартовой площадки космодрома Байконур.Поповкин рассказал, что на данной площадке космодрома, который в аренде до 2050 года, ..
2012-05-15 2907 0 Космос
0
Казахстан поменял российскую ракету на украинскую
Украинская ракета-носитель «Зенит» заменит российскую «Ангару» в космическом ракетном комплексе «Байтерек», которую создает Казастан совместно с Россией. Об этом пишет газета «Капитал» со ссылкой на Эдуарда Кузнецова, советника председателя Госкосмоса Украины.По его словам, украинская ракета дешевле, ..
2013-07-12 1894 0 Космос
0
В НАСА предложили проложить туннель до Марса
Глава Отделения планетных наук НАСА Джима Грин предложил создать магнитный туннель, который бы позволил защитить Марс от опасного космического излучения и способствовал терраформированию (созданию благоприятного для жизни климата) планеты. О своих идеях ученый рассказал на специальной ..
2017-03-05 5914 0 Космос
0
Казахстан может ограничить РФ выход в космос
В Казахстане обсуждают возможность прекращения аренды космодрома Байконур. В российских СМИ отмечают, что этот вопрос уже может быть рассмотрен экспертной комиссией и теперь требует политической воли. Журналисты не исключают, что именно для этого премьер-министр Казахстана Серик Ахметов недавно посетил ..
2012-11-16 2061 0 Космос
0
О полете человека к Марсу можно забыть до 2050 года
Поток высокоэнергетических частиц, проникающих во внешние слои земной атмосферы, в ближайшие десятилетия усилится. Мрачный прогноз говорит о том, что и космонавты на орбите, и пассажиры в авиалайнерах, будут получать бОльшие дозы радиации, а о пилотируемой миссии к Марсу можно вовсе забыть ..
2011-10-8 3013 0 Космос
0
Байконур может выйти из-под юрисдикции России
Передачу Байконура под юрисдикцию Казахстана прорабатывает представители российской и казахской сторон. Об этом сообщил глава Казкосмоса Талгат Мусабаев. Именно с этими переговорами был связан визит на Байконур премьера Казахстана Серика Ахметова 15 ноября. На выводе города из-под российской ..
2012-12-10 2172 0 Космос
0
На освоение Луны попросили 12,5 триллиона рублей
Ученые попросили на реализацию лунной программы 12,5 триллиона рублей до 2050 года. Оценка стоимости проекта проводилась специалистами в ценах конца 2013 года с учетом значений индексов-дефляторов. Об этом сообщает ТАСС. Порядка десяти процентов от общей суммы, как ожидается, должно пойти ..
2014-12-06 2691 0 Космос
0
Российские космические планы и надежды
В прошлом году мы успешно запустили 80 ракет — хвастается российское Федеральное космическое агентство (Роскосмос) в своем годовом отчете. Из них 31 была государственного значения, 5 — коммерческие и 44 малые.Однако это старый образ мышления: мы первые по числу успешных запусков. Этот аргумент ..
2015-02-03 1567 0 Космос
0
Роскосмос назовет разработчика сверхтяжелой ракеты через месяц
В январе 2015 года Роскосмос, как ожидается, определится с выбором разработчика российской сверхтяжелой ракеты-носителя. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на главу агентства Олега Остапенко. В конкурсе проектов на разработку сверхтяжелой ракеты-носителя участвуют, по словам Остапенко, три российских предприятия. Свои ..
2014-12-15 2797 0 Космос
0
Астероид Апофис улетел, но обещал вернуться
На этой неделе 300-метровый астероид «Апофис» уже названный учеными «главной космической угрозой столетия» пролетел на расстоянии в 14,46 млн км от Земли. По прогнозам NASA, он вернется уже в 2029 году, сократив расстояние до небывалых 36 тыс. км. А следующая встреча, в апреле 2036-го, может окончиться столкновением, ..
2013-01-26 2635 0 Космос
1
Последнее солнечное затмение 2011 года произошло в пятницу
День Благодарения, который отмечают в Америке 24 ноября, почти совпал с таким событием, как последнее солнечное затмение 2011 года, которое случилось ранним утром в пятницу, 25 ноября. Но американцам не нужно было прерывать празднование, чтобы понаблюдать за этим природным ..
2011-11-28 2538 0 Космос
0
Казахстан предложил разработать программу по Байконуру
Казахстан предложил России разработать программу сотрудничества на "Байконуре" до 2030 года. Об этом сообщает пресс-служба премьер-министра Казахстана. "Казахстанская сторона предложила рассмотреть вопросы разработки и принятия долгосрочной Программы двустороннего сотрудничества в области космической деятельности, в том числе по космодрому "Байконур", ..
2013-12-10 1733 0 Космос
0
Космодром Байконур придет в негодность через десять лет
Срок износа оборудования космодрома Байконур, который Россия арендует у Казахстана, может закончиться в 2022 году, к этой же дате приурочено завершение строительства нового российского космодрома Восточный, сообщили в национальном космическом агентстве Казахстана. Оставшийся срок износа оборудования ..
2012-06-13 2338 0 Космос
0