Космический козырь в битве за ресурсы

Космический козырь в битве за ресурсы

Успех Curiosity выглядит особенно впечатляющим на фоне последних "достижений" Роскосмоса. Причем посадка марсохода – лишь один из первых шагов в запланированной США пилотируемой марсианской миссии, которая стала одним из симптомов намечающегося прорыва в космонавтике.

Между тем, в России по-прежнему раздаются крики о ненужности исследования и освоения дальнего космоса, вошедшие в моду лет двадцать назад. Стандартный штамп – "зачем нам космос, если мы еще не решили проблемы на Земле?". Иначе говоря, "зачем тратить гигантские деньги на непонятное железо, в то время как я могу их с удовольствием проесть".

В действительности отказ от космических программ никак не решит проблему бедности. Так, годовой бюджет "богатого" НАСА всего $15 млрд – год войны в Ираке стоил в 20 раз больше, а в случае "гуманного" проедания космического бюджета США каждый житель планеты получит лишь по $2. Иными словами, космические расходы не создают проблем на Земле. Они их решают – или показывают дорогу к их решению. Ближний космос благополучно окупается с 1980-х. С исследованиями дальнего все не так просто, однако их экономическая целесообразность (хотя и не сиюминутная) тоже несомненна.

Во-первых (но не в основных), космос – это технологический "инкубатор". Большинство действительно прорывных технологий на начальном этапе экономически невыгодны, и процесс их доведения до ума без массированных вложений очень не быстр. В итоге вытеснение "заслуженных" технологий более перспективными обычно растягивается на десятилетия. Единственный шанс для инновации быстро пройти "сырую" стадию – это развиваться в пределах "анклава", где техника порой создается на пределе технологических возможностей и без особой оглядки на коммерческую окупаемость. Именно такими "анклавами" являются военно-промышленный комплекс и космическая отрасль.

Во-вторых, и уже в основных, потенциально космос – это ресурсы. Любителям порассуждать о бедных обывателях, обобранных в пользу "космических капризов", следует учитывать один малоприятный факт: чтобы обеспечить всему земному населению достойный уровень потребления, понадобятся ресурсы еще нескольких планет. В итоге "антикосмические гуманисты", по сути, призывают законсервировать бедность навечно.

Рост качества жизни всегда связан с расширением ресурсной базы экономики – это аксиома. При этом ссылки на Антарктиду и мировой океан как альтернативные источники ресурсов мало чем обоснованы.

Антарктида – небольшой континент, ее площадь лишь в полтора раза больше Австралии, а многокилометровый ледовый щит и специфический климат резко снижают "КПД" добычи ресурсов (соотношение затраты/результат). В итоге весь эффект от ее освоения будет многократно перекрыт за десяток лет умеренного роста мировой экономики.

Освоение дна Мирового океана, на первый взгляд, действительно может решить все проблемы на столетия вперед. Океан занимает больше 70% поверхности планеты, то есть формально под водой скрываются еще 2,3 Земли. Однако и на океаническом дне человечество ожидают серьезные проблемы.

Во-первых, стоит помнить, что дна глубочайшей Марианской впадины человек достиг всего на год раньше, чем вышел на орбиту. С тех пор в космосе побывало на два порядка больше людей, чем "на дне" (впадину "посетили" всего трое на двух пилотируемых аппаратах). Даже Луна оказалась более "многолюдной". Безусловно, одиннадцатикилометровая Марианская впадина – крайний случай. Однако средняя глубина Мирового океана составляет 3736 м — разница велика, но не принципиальна. Так что освоение океанического дна на больших глубинах будет делом не намного более легким, чем освоение Луны – давление до тысячи атмосфер создает больше проблем, чем вакуум, среда в обоих случаях полностью искусственна. Как следствие, эффективность добычи ресурсов в таких условиях будет в разы ниже, чем на суше.

Во-вторых, освоение океанического дна упирается в экологические проблемы – причем вполне реальные, а не порожденные фантазией "зеленых". Так, обширные разработки руд на океаническом дне практически гарантируют массированное загрязнение. На возможные издержки усиленной добычи углеводородов намекает экологическая катастрофа 2010 года, когда из-за пожара и взрыва на платформе ВР нефтяное пятно в Мексиканском заливе достигло площади в 75 тыс. кв км. Между тем, давление на экосистему океана уже сейчас избыточно, как источник биоресурсов и "резервуар" для отходов он уже полностью освоен и даже "переосвоен".

Между тем, в трех днях полета от Земли в космосе "висит" еще целая "Южная Америка" — площадь поверхности Луны равна площади этого континента. Площадь поверхности Марса равна площади всей земной суши. При этом и Луна, и Марс обладают весьма внушительными источниками сырья. Луна оказывается и идеальным местом с точки зрения энергетики – эффективность размещенных там солнечных электростанций будет в разы выше, чем на Земле, и при этом они будут кратно дешевле, чем орбитальные. Наконец, гравитация на Луне в шесть раз, а на Марсе – более чем вдвое ниже, чем на Земле, "сопротивляющаяся" стартам атмосфера разрежена или просто отсутствует, что делает поток грузов "оттуда" значительно дешевле, чем их поток "туда".

При этом в последние десятилетия одно за другим отпадают препятствия, казавшиеся еще недавно почти непреодолимыми. Во-первых, космос при ближайшем рассмотрении оказывается более гостеприимным, чем еще недавно казалось. Так, залежи водяного льда близ полюсов существуют даже на Меркурии. Луна оснащена ими в еще большей степени, а запасов воды, содержащихся сейчас в криосфере Марса, когда-то хватало на очень приличный океан. Между тем, лед — это не только вода и кислород для дыхания. Пара кислород-водород – это еще и эффективное ракетное топливо.

Во-вторых, "околокосмические" технологии после десятилетий стагнации выходят на новый виток прогресса. Практически непреодолимым препятствием на пути космической экспансии является крайне низкая эффективность химических ракетных двигателей. Так, чтобы вывести груз на высокую орбиту, приходится сжигать 96% стартовой массы системы. Дальнейшие перемещения, как ни странно, заметно менее затратны. Например, чтобы перебросить тонну груза с земной орбиты на лунную, потребуется сжечь две тонны топлива, на марсианскую – девять. Тем не менее, в конечном итоге до Луны может добраться лишь 2% стартовой массы, а до Марса – доли процента. Подобная арифметика ставит жирный крест на экономически эффективном освоении дальнего космоса – однако она уже в изрядной степени устарела.

Например, развитие гиперзвуковых технологий позволяет вытащить груз со дна "гравитационного колодца" куда менее затратным способом. Использование гиперзвуковых воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД) позволяет разогнать аппарат до 2/3 первой космической скорости и "депортировать" его за пределы плотных слоев атмосферы, сопротивление которых вносит очень существенный вклад в процесс сжигания 96% стартовой массы. При этом гиперзвуковой "самолет" не везет на себе окислитель, составляющий до 5/6 массы ракетного топлива, благополучно обходясь атмосферным кислородом. Иными словами, развитие гиперзвуковых технологий автоматически означает многократный рост эффективности вывода грузов на орбиту.

Технологический прорыв намечается и в открытом космосе. Новое поколение плазменных ракетных двигателей обладает приемлемой мощностью – и при этом сохраняет присущую всем "электроракетным" "моторам" экономичность. Так, вместо двух тонн химического ракетного топлива на каждую тонну доставленного с земной орбиты к Луне груза плазменный двигатель способен обойтись примерно 150 кг инертного газа и энергией от солнечных батарей. Издержки – большая длительность полета, но для основного потока грузов скорость доставки не критична.

В сочетании с ядерным реактором в качестве источника электроэнергии для плазменных двигателей перестает быть проблемой и скорость. В итоге длительность путешествия к Марсу может составить порядка месяца (в XVI-XVII вв. испанские галеоны плыли в Новый Свет дольше). При этом тонна груза будет "разменяна" примерно на 700 кг рабочего тела.

Иными словами, экономически оправданная космическая экспансия может стать вполне реалистичной в не столь отдаленном будущем. Никто не предлагает ради освоения Солнечной системы отказаться от освоения океанского дна и Антарктиды. Однако стоит понимать, что их ресурсы ограничены, а новые технологии достигают зрелости через десятилетия. В итоге, если мы хотим получить первые тысячи тонн сырья из дальнего космоса к тому моменту, когда все резервы на планете окончательно иссякнут, заниматься космосом надо уже сейчас. В этом смысле логика "антикосмистов" выглядит как призыв отказаться от использования угля потому, что мы еще не сожгли весь лес.

В этом контексте неудачи Роскосмоса, теряющего космические аппараты в промышленных масштабах, включая "Фобос", — это не просто провалы научных миссий или коммерческие неудачи. Фактически каждый такой провал ставит крест на будущем страны.

Источник: rosbalt.ru

Похожие новости:
Космический грузовик Dragon отправился на МКС
21 сентября. США запустили космический грузовой корабль Dragon, который доставит на Международную космическую станцию оборудование и продукты питания, сообщает Газета.ru со ссылкой на пресс-службу NASA. Запуск был произведен с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида). Это четвертый по счету запуск грузовика, который ..
2014-09-23 2097 0 Космос
0
Второй коммерческий грузовой космический корабль стартовал к МКС
Да, космическая отрасль развивается, и хорошо, что за нее взялся частный бизнес — все же так у нас больше шансов еще при жизни побывать если не на Марсе, то хотя бы на орбите Земли. Так вот, 18 сентября в 18:58 по московскому времени к МКС стартовал частный космический грузовой корабль "Cygnus". Этот корабль ..
2013-09-21 2397 0 Космос
0
Частный космический самолет пройдет испытания
Частный космический самолет прибыл на объект NASA в Калифорнии, чтобы пройти испытания. Тестовая версия космического самолета Dream Chaser прибыла в Драйден в центр полетов НАСА в южной Калифорнии на платформе большой грузовой машины, завернутый в белый защитный ..
2013-06-25 2236 0 Космос
0
Космический корабль Dragon отправится к МКС 20 сентября
Американский космический корабль Dragon отправится к Международной космической станции (МКС) 20 сентября. Об этом объявило Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Запуск корабля состоится с помощью ракеты-носителя Falcon 9 с базы ВВС США, расположенной рядом с космодромом ..
2014-09-16 2226 0 Космос
0
Китайский космический зонд пролетел над астероидом
Второй китайский лунный орбитальный аппарат "Чанъэ-2" пролетел над астероидом Таутатис. С высоты 3,2 километра от его поверхности он сделал серию фотографий небесного тела. Космический аппарат "Чанъэ-2", чья основная задача состояла в дистанционном исследовании Луны с ее орбиты, был запущен в 2010 году, напоминает ..
2012-12-16 2397 0 Космос
0
ОАЭ готовятся запустить на Марс космический зонд
Объединенные Арабские Эмираты создадут первый в арабском и исламском мире космический зонд, который через семь лет должен отправиться к Марсу. Об этом заявил президент страны шейх Халифа бен Заид Аль Нахайян. Как передает агентство WAM, шейх заявил, что цель ..
2014-07-17 1994 0 Космос
0
Первый космический турист собрался на Марс
Бизнесмен Дэннис Тито (Dennis Tito), прославившийся как первый в мире космический турист, теперь направил свой взор в сторону красной планеты. Как стало известно из опубликованного пресс-релиза, сейчас Тито занимается организацией некоммерческого проекта Mars Foundation. Альтернативное ..
2013-02-22 2387 0 Космос
-1
Протон-М благополучно вывел спутник связи на орбиту
Космический аппарат Astra 2E ("Астра-2Е") выведен на целевую орбиту. Как сообщили в пресс-службе Роскосмоса, в понедельник в 10:50 мск "в соответствии с циклограммой полета после отделения от разгонного блока "Бриз-М" космический аппарат (КА) "Астра-2Е" выведен на целевую орбиту и передан на управление заказчику ..
2013-10-1 2249 0 Космос
0
Космический корабль Orion приводнился в Тихом океане
Многоразовый космический корабль Orion 5 декабря 2014 года приводнился в Тихом океане. Об этом в Twitter сообщает НАСА. Примерно через час после приводнения специалисты НАСА и американские военные приступят к транспортировке капсулы Orion на десантный корабль ВМС США. Согласно планам ..
2014-12-08 1986 0 Космос
0
Космический грузовик Cygnus пристыковался к МКС
"Лебедь" привез на МКС около 600 килограммов груза — в основном одежду и еду для астронавтов, а также оборудование для экспериментов. Сейчас частный космический грузовик Cygnus окончательно пристыкован к "нижнему" стыковочному узлу модуля Harmony МКС. Трансляцию процедуры пристыковки можно было ..
2013-09-29 1821 0 Космос
0
Индия собралась на Марс в 2013 году
Глава правительства Индии Сингх заявил, что беспилотный космический корабль отправится к Марсу в 2013 году. Стоимость данной космической программы оценивается в 82 млн долларов. Она будет посвящена 65-летней независимости Индии от британского правления. "Полет космического корабля на Марс будет огромным ..
2012-08-15 3575 7 Космос
0
Индийский зонд взял курс на Красную планету
Индийский космический зонд "Мангальян" покинул орбиту Земли и вышел на траекторию перелета к Марсу. Межпланетному аппарату предстоит преодолеть путь длиной около 750 миллионов километров, он должен выйти на орбиту Красной планеты в сентябре 2014 года.Хотя космический аппарат ..
2013-12-2 2019 0 Космос
0
Китай готовит новый луноход для исследования Луны
Космическая программа Китая направлена на изучения спутника Земли. Ученые разрабатывают новый космический аппарат, который доставит на Землю образцы лунного грунта. Программа по этому проекту идет по плану. Предполагается направить космический зонд на Луну в 2017 году. Самым ..
2014-01-11 2385 0 Космос
0
Китайский космический корабль успешно пристыковался
Проблем во время стыковки не выявлено. Пилотируемый космический аппарат «Шэньчжоу-9» успешно пристыковался с экперементальной космической станцией «Тяньгунь». Процесс стыковки корабля начался в понедельник в 14:00 по пекинскому времени и на данный момент проходит в штатном режиме.Ожидается, что экипаж корабля, состоящий ..
2012-06-19 2341 0 Космос
0
Космический корабль Dragon cможет на МКС доставить мороженое
Частный космический грузовик под названием Dragon в первый свой "коммерческий" полет может на МКС доставить мороженое специально для членов экипажа данной станции, сообщил журналистам Майкл Саффредини директор в НАСА программы МКС. Dragon отправится с космодрома на Канаверал 7 октября ровно ..
2012-10-7 2110 0 Космос
0