12 апреля в России был отмечен одной радостной вестью, имеющей прямое отношение к самому празднику. Космодром «Восточный» в Амурской области получил окончательное одобрение на строительство. Это было неофициально подтверждено специальным визитом туда президента России Владимира Путина, который лично ознакомился с ходом строительства «самого передового космодрома».
Известно, что в настоящий момент строительные работы проводятся на территории более 1000 квадратных километров. При этом до 2015 года планируется окончание строительства десяти технических и обеспечивающих площадок, а первый пуск ракеты-носителя планируется на конец 2015 года, пилотируемого космического корабля - на 2018 год.
Вместе с тем на фоне этой радостной новости возникает ряд вопросов, как к самому космодрому, так и к его проектировщикам. В частности нет ясности в том, что же будет летать с космодрома и что собой будет представлять научный центр при космодроме. Это тем более важно, учитывая, что затраты на строительство превышают все мыслимые и немыслимые рекорды. До 2020 года в строительство нового российского космодрома должно быть вложено (в ценах 2010 года) 492 млрд. рублей. Это колоссальные финансовые вложения не только для Амурской области, но и для всего Дальнего Востока. Более того, как свое время точно подметил вице-премьер Дмитрий Рогозин, вложения государства в создание космодрома Восточный в Амурской области сравнимы по масштабности с первым советским перспективным планом развития электрификации России - ГОЭЛРО.
Но будет ли эффект для экономики страны от этих вложений такой же как от электрификации??
Общеизвестно, что концепция создания космодрома Восточного, помимо обретения «космической независимости» от Казахстана, в первую очередь предусматривала использование его как стартовой площадки для тяжелых ракет, которые Россия сейчас вынуждена запускать только с Байконура. И если «Союз», можно запускать как с территории Казахстана, так и с космодрома в Плесецке, то тяжелый «Протон» требует специальной пусковой площадки, которая на данный момент есть только на Байконуре. Поэтому еще до начала строительства космодрома, в 2010 году, Роскосмос провел конкурс среди отечественных разработчиков ракет-носителей на новую тяжелую ракету, базой для которой станет космодром Восточный. Его выиграл производитель самых известных и надежных РН среднего класса - самарский «ЦСКБ-Прогресс» в кооперации с РКК «Энергия» (Королев) и ГРЦ им. Макеева (Миасс).
Начались летно-конструкторские испытания новой ракеты-носителя, и предполагалось, что через три года новая российская тяжелая ракета «Русь-М» грузоподъемностью 23,5 тонны (с перспективой увеличения до 100 тонн) должна будет выполнить первый рейс как раз с нового космодрома Восточный. Документацию на строительство самого космодрома должен был готовить, естественно, разработчик ракеты - «ЦСКБ-Прогресс».
Однако в апреле прошлого года после смены руководства в Роскосмосе, было объявлено о прекращении работ по «Руси». Любопытно, что даже, по мнению аудиторов Счетной палаты, это решение было принято без проведения технико-экономического обоснования прекращения работ по «Руси-М». Мнение Совета главных конструкторов предприятий ракетно-космической отрасли также проигнорировали. В итоге порядка, 1 млрд. рублей, потраченных на разработку новой ракеты-носителя, были успешно «освоены», а готового продукта представлено не было.
Справедливости ради стоит отметить, что «Русь» не представляла собой принципиально новую РН. Это был все тот же «Союз», оснащенный дополнительными разгонными блоками и другими модулями.
Однако вместо «Русь-М» новый глава Роскосмоса В. Поповкин принял решение сделать ставку на небезызвестную ракету-носитель «Ангара», которую ГКНПЦ им. Хруничева первый раз хотел запустить в космос с космодрома Плесецк еще в 2005 году. «Ангара» крайне интересна и перспективна. Достаточно сказать, что ее концепция предусматривает создание модульных носителей четырех классов грузоподъемностью от 1,5 до 23 тонн. Однако затем её старт переносился девять раз.
Более того, даже если ракета полетит в этом году, далеко не факт, что впоследствии она будет пригодна к эксплуатации в коммерческих целях, поскольку опыт работы ГКНПЦ Хруничева на «гражданских» заказах и международном рынке не сравнить с таковым у «ЦСКБ-Прогресс», который работает по этой тематике уже многие годы.
Еще одна тонкость, уже международного характера. Дело в том, что согласно договоренностям между Россией и Казахстаном, подписанным в 2004 году, «Ангара» должна летать с Байконура. Для этой цели Казахстан даже был готов построить стартовый стол для «Ангары» на свои средства. Кстати, сумма строительства одной такой площадки оценивается примерно в 2 млрд. долл. Если эта ракета полетит с «Восточного», казахская сторона может сильно обидеться и начать еще больше вставлять палки в колеса работы Байконура.
Таким образом, есть все основания полагать, что в 2015 году с космодрома Восточный уйдет в небо не новая отечественная ракета носитель с большой грузоподъемностью, а старая добрая ракета «Союз-2» производства самарского «ЦСКБ-Прогресс», в основе, которой лежит все та же знаменитая МБР Р-7 («семерка») Сергея Королева, известная также как первая межконтинентальная баллистическая ракета, принятая в СССР на вооружение в 1960 году. Мы продолжаем использовать советское наследство, не создавая ничего нового взамен.
Не самые оптимистичные ноты звучат из уст российских экспертов. В частности один из идейных вдохновителей строительства космодрома, председатель Движения развития Юрий Крупнов подверг критике подходы властей к его строительству, обратив внимание на то, что нет четкого плана и понимания как новый космодром будет работать и под какие задачи создается научный центр. По мнению политика, ответственные ведомства занимаются освоением средств под заведомо бесперспективные и нестратегические решения, «вместо того чтобы на гигантские бюджетные средства, выделенные на космодром Восточный, отбирать команду прорыва и лучших людей и молодёжь в стране, строить здесь при космодроме вторую молодёжную столицу России, хайтековый молодёжный город прорыва и выходить на программу колонизации Марса».
И надо сказать, что слухи про очередное «удачное освоение средств» не так уже преувеличены. К примеру, не так давно рабочие ФГУП ГУСС «Дальспецстрой», вышли с открытым письмо в адрес прокуратуры и администрации Амурской области. Там указывается, что работники, оформленные по договору на восьмичасовой рабочий день, на самом деле работают по десять часов и лишь с одним выходным, при этом переработка не оплачивается. Условия проживания рабочих также остаются ниже всякой критики - по приезду рабочие поселяются в 12-метровые комнаты общежитий, без санузлов и душевых, по 4-6 человек. И здесь не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, с чем связаны невыплаты рабочим и в чьи карманы уходят их деньги.
Сейчас не хочется делать каких-либо далекоидущих выводов о будущем космодрома. Однозначно одно - если у властей не будет выстроен четкий перечень стратегических задач развития русского космоса на ближайшие 15-30 лет, строительство нового космодрома может превратиться в очередную затратную аферу наподобие подготовки к саммиту АТЭС или к сочинской Олимпиаде.
Источник: proektnoegosudarstvo.ru
2013-10-05 в 13:45
ответить ›