Эксперты "МК" проанализировали работу NASA

Эксперты МК проанализировали работу NASA

Эксперты «МК» проанализировали работу американского космического агентства. В буквально смысле через тернии пробираются к звездам американцы. В последнее время они заполнили выпуски новостей информацией на космическую тематику: в конце февраля миллиардер Денис Тито объявил о готовящейся пилотируемой миссии к Марсу, 1 марта с мыса Канаверал с погрешностями, но все же стартовал новый грузовой корабль «Дракон»... И все это после блистательных хроник с Красной планеты о работающем там марсоходе Curiosity. Однако на днях с марсианским разведчиком случилась беда - отказал бортовой компьютер, осуществляющий управление аппаратом, да и «Дракон» едва не ушел с заданной орбиты в сторону. Неужели от американцев вдруг отвернулась фортуна? «МК» выяснил, из-за чего же происходят все эти неполадки, и как американцы с ними справляются.

Итак, в какой-то момент инженеры, следящие за работой марсохода, обнаружили, что компьютер словно утаивает большую часть информации, передает ее не в полном объеме и еще... «отказывается отдыхать», то есть переключаться в спящий режим.

"С марсоходом не случилось ничего непоправимого, - прокомментировал ситуацию ведущий инженер Лаборатории реактивного движения NASA Ричард Кук. - Это нормальная ситуация, которая требует только замены главного компьютера на резервный c последующего перепрограммированием. Процедуры займут несколько суток".

К тому же, по словам Кука, подобный переход с главного компьютера на резервный уже производился во время перелета Curiosity к Марсу.

Как прокомментировал «МК» ситуацию завлабораторией Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук Игорь МИТРОФАНОВ, переход Curiosity на резервный компьютер во время перелета производился в штатном режиме, - просто в NASA решили по ходу немного изменить программу и сами на время отключили компьютер «А». Что же касается ЧП, которое произошло в конце минувшей недели, то компьютер вышел из строя неожиданно. Это могло произойти из-за поражения радиацией или космическими лучами. Сейчас второй компьютер «В» работает в штатном режиме, американцы восстанавливают все циклограммы, которые помогут им понять, что же произошло с компьютером «А».

- Получается, что американцы перед полетом просчитали все возможные чрезвычайные ситуации....

- Это то, чего не хватило разработчикам нашего «Фобос-Грунта», - живучести системы, ее устойчивости ко всяким внештатным ситуациям. По их правилам, аппарат должен либо сам «уметь» разобраться с ЧП, либо быть всегда на связи с земным центром управления полетом.

Итак, есть все шансы, что, несмотря на поломку, Curiosity, прилетевший на Марс 6 августа 2012-го года, все-таки проработает там весь положенный срок до весны 2014-го, то есть 687 земных дней.

Что же касается космического корабля с грозным названием «Дракон», с ним, в принципе произошла похожая ситуация: отказал двигателем, что-то случилось с солнечной батареей, но команда, контролирующая полёт, смогла вернуть контроль за аппаратом. Единственный минус- стыковку «Дракона» с МКС пришлось перенести с 2 марта на 3-е. Кстати, в ходе предыдущего полёта в октябре, тоже была проблема с двигателями, но корабль все-таки долетел до МКС, а потом, благополучно вернулся на Землю.

В последнее время возникло стойкое ощущение того, что американцы четко решили осваивать Солнечную систему семимильными шагами, они торопятся, допускают ошибки, но все равно идут, а точнее, бегут вперед. Не успели мы привыкнуть к новому грузовому кораблю «Дракон», который, кстати, совершает сейчас уже третий полет к МКС, как бывший космический турист Денис Тито объявил о новой национальной миссии — пилотируемом полете на Марс. Не иначе, в США решили сделать настоящий прорыв в космических технологиях. Пока мы годами решаем, что нам выбрать своей национальной космической идеей, у них просто выходит на сцену патриот с кругленькой суммой денег в кармане и заявляет, что сделает все для того, чтобы его страна выиграла новую космическую гонку. Пусть некоторые воспринимают радужные идеи Тито за блеф, - это все-равно сыграет на руку американцам. Ведь такими прожектами задают определенную температуру в обществе. Может именно это и сподвигнет молодых изобретателей к осуществлению фантастических идей в реальности. И потом, это только скептики, говорят, что полет человека на Марс за пять лет (Тито обещает реализовать программу к 2018 году) подготовить нельзя. Есть и другие точки зрения.

Вот, что думает по поводу проекта Дениса Тито доктор технических наук, профессор, один из главных разработчиков проекта полета на Марс Ракетно-космической корпорации «Энергия» Леонид ГОРШКОВ:

- Опираясь на изложенную информацию, можно сказать, что это далеко не глупость и не фанфаронство. Проект, если он будет иметь достаточное финансирование, вполне осуществим. Теперь разберем его более детально. Итак, Тито решил использовать тяжелую ракету-носитель. Она еще не создана, но, думаю, что за пять лет, которые есть впереди у американцев, они смогут этот пробел ликвидировать. Тут же возникает вопрос второй: как вывести корабль весом под 100 тонн на орбиту? Ведь кроме запаса топлива, защиты от радиации, он будет отягощен всевозможными запчастями, запасами воды и пищи. Я считаю, в качестве одного из решений, выводить марсианский комплекс в космос по частям. Базируясь, к примеру, на МКС, можно сначала вывести на ближнюю орбиту сам корабль, а затем подвести для него ракетные блоки и там же, в космосе их соединить. В таком случае дальнейший этап полета вполне реален. Что касается систем жизнеобеспечения, они уже давно отработаны в орбитальных полетах. То, что полет не предполагает посадки людей на Марс, на порядок облегчает участь инженеров и конструкторов проекта. Есть сложность с посадкой на Землю, - с Марса корабль будет приземляться со второй космической скоростью, но и это - решаемая проблема. Приземлялись же астронавты лунной миссии, да и у нас был опыт такой посадки, - надо обязательно придумать тепловой щит для успешного прохождения плотных слоев атмосферы. Полет к Марсу в принципе такой же полет, как на орбиту. Отличий только в повышенной уровне радиации и входе со второй космической скоростью в земную атмосферу. Желающих полететь всегда можно найти, даже тех, кто готов отправиться в один конец. Но создателям комплекса надо знать одно — требования по безопасности и надежности космической техники еще никто не отменял.

Источник: mk.ru