ИК-телескоп способен заметить внеземные цивилизации

...Причём вне зависимости от их желания. Увы, стоить такой инструмент экзоцивилизационного исследования будет довольно дорого — чуть ли не 0,5 бомбардировщика B-2. Что ж, каждому времени свои приоритеты.

Группа астрономов активно продвигает идею телескопа «Колосс» (Colossus), работающего в инфракрасном диапазоне и имеющего 77-метровый диаметр. Названию и далеко не лилипутским размерам вполне соответствует цена: какой-то миллиард долларов.

Казалось бы, затея обречена на провал. Ведь «Кеплер» стоил чуть ли не в два раза меньше, а дал... скажем так, существенно больше 90% от всех наблюдений по экзопланетной тематике.

Что же такого может предложить «Колосс», что могло бы перекрыть его воистину колоссальную стоимость? Разумеется, задумавшие новинку решили, что она должна ставить перед собой более крупные цели. Поэтому в качестве основной возможности сверхтелескопа названо обнаружение внеземных цивилизаций.

Любопытно, что энтузиасты проекта считают это вполне достижимым буквально в следующие годы. «Если бы у нас был инвестор, готовый предложить все необходимые ресурсы, мы могли бы построить этот телескоп в ближайшие пять лет», — уверен Джеффри Кюн (Jeffrey Kuhn) из Астрономического института Гавайского университета (США). Что позволяет ему надеяться на успех в столь рискованном мероприятии?

Астроном напоминает о концепции сфер Дайсона: физик Фримен Дайсон призывал искать крайне слабые в оптическом диапазоне звёзды, очень сильно излучающее в ИК-диапазоне. Идея была в том, что для обеспечения энергией развитые цивилизации окружат свою звезду сферой из солнечных батарей, почти не пропускающих оптическое излучение. Однако избежать тепловых потерь этой сфере не удастся, иначе внутренности контролируемого ВЦ пространства со временем просто поджарятся. Концепция сфер Дайсона, как видим, предполагает много допущений: ВЦ ограничены нашим уровнем физических знаний; как и мы, не умеют эффективно работать с термоядерной энергией; не способны в разумные сроки преодолевать межзвёздные расстояния, что исключает использование других систем...

Да, предположения весьма рискованны. Поэтому г-н Кюн готов сделать ставку на более надёжные материи. «Сходным образом экзопланета, оптически тёмная, но излучающая много тепла, будет свидетельством внеземной цивилизации», — объясняет он. Но изображения экзопланет, которыми мы сейчас располагаем, очень тусклы: их светила значительно ярче и почти полностью затмевают всё окрест. Теоретически проблема решается, но для этого нужно сделать телескоп с элементами, удалёнными друг от друга подобно Земле и Юпитеру. Надо быть ближе к реальности, уверен учёный: «В ближайшие сто лет или около того мы не сможем напрямую увидеть города и упорядоченные структуры на такой планете». От себя добавим: вне концепции суперлинз и они пока что не повседневность.

А вот в ИК-диапазоне всё значительно проще. Почему?

Планеты вынуждены вращаться, и цивилизация сосредоточена в районах, где находятся более востребованные территории. На Земле, например, свыше 90% всего тепловыделения на поверхности приходится на города, занимающие относительно скромную часть поверхности планеты, в то время как на водной глади (две трети площади) его почти нет.
Конечно, возможны ложные сигналы: вулканы тоже дают тепло, не связанное с получаемым от звезды излучением. Однако с помощью «Колосса» астрономы смогут наблюдать экзопланеты сразу в дух частях ИК-диапазона. И сопоставление их показаний позволит исключить «ложные срабатывания» вроде вулканической активности и пр. Кроме того, природные колебания тепловыделения будут существенно превосходить общепланетарный фон. А вот искусственное тепловыделение не может быть таким интенсивным. Дело в том, что если тепловыделение в целом будет значительно превышено искусственным, то на экзопланете неизбежен перегрев и суицидальные изменения температур (есть, напомним, мнение, что и нынешнее человечество тоже стремится к подобному счастью).

Конечно, «Колосс» не всесилен. На планетах, вечно покрытых облаками, вполне можно получить ложные сигналы. С другой стороны, такие экзопланетные тела сейчас практически не рассматриваются как кандидаты в разумно населённые: нынешние модели зоны обитаемости исходят из многократно меньшего облачного покрытия (если вообще его учитывают). В общем, подобные объекты даже не значатся в списках обитаемости.

Но есть и второй источник ошибок нашего гипотетического астромонстра. Нельзя исключать того, что инопланетное сообщество умеет более равномерно распределять своё тепловыделение по поверхности. Например, возможен вариант глобальной деревни с тотальным покрытием океана искусственными островами, эдакими колоссальными инопланетными чинампами, как у ацтеков, только намного больше и плотно заселённых...

И всё же, товарищи земляне, попытаться, несмотря на затраты, стоит. Да, надежды на получение миллиарда от властей нет даже в США (и уж тем более в других краях). Но вспомним-ка «Джеймса Уэбба», планируемого к запуску в 2018-м: стоит всемеро дороже и на госденьги. Но коренящемуся в собственно научной среде проекту на такое финансирование рассчитывать не стоит. Поэтому группа, продвигающая инициативу, собирается пройти с шапкой по кругу частных лиц и добрых компаний.

Стоит ли говорить, что эти люди готовы к сотрудничеству хоть с чёртом! Самый близкий по общему вектору поисков проект для них — SETI, однако сия организация любит поиск только в радиодиапазоне, при всей сомнительности того, что наш и инопланетный подходы в области радиосвязи настолько близки, что позволят нам понять, приняли мы сигнал от ВЦ или нет.

Помимо группы, состоящей из разработчиков телескопа «Субару» и Обсерватории Кека, партнёрами в проекте являются Институт солнечной физики имени Кипенхауэра (Германия), Университет Тохоку (Япония), Институт астрономии Гавайского университета, Лионский университет (Франция), Национальный автономный университет Мексики и частная компания Innovative Optics. Из чего следует, что у проекта достойная научная база. А это значит, что... финансов у него нет и не будет. И всё-таки начинание очень, очень интересное: обнаружить вышеописанным методом внеземную цивилизацию в радиусе 60–70 световых лет можно намного надёжнее, чем при помощи радиосвязи, и даже алиены-радиомолчуны побледнеют от натуги, попытавшись замаскировать своё тепловыделение...

И вообще, не кажется ли вам, что это самая продуманная из концепций поиска разумных инопланетян из предложенных на сегодня и посильных для нынешнего уровня земной техники?

Источник: compulenta.computerra.ru