На высоте 400 километров над землей была проведена уникальная по сложности такелажная операция. Гигантская рука манипулятора "Канадарм" Международной космической станции нежно подхватила шеститонный корабль "Дракон" и аккуратно приложила его к люку модуля "Гармония". Касание. Захват…
И пусть из-за сбоя датчика произошло это несколько позже, чем запланировано. Но произошло!
И теперь именно с этого момента начинается новая история не только уже бывалой МКС, но и всей американской космонавтики.
«Дракон» - новый звездно-полосатый космический корабль. Пока он существует в беспилотном грузовом варианте (вот привез космонавтам 520 кг всякой всячины). Но следующая его модификация будет пилотируемой (экипаж до 7 человек). Главное – системы работают, тестовые полеты удались. Если так дело пойдет, то не к-ом 2016, как планировала НАСА, а на год раньше экипажи на станцию повезут «Драконы». Монополия России с ее модернизированными, но – если по-честному – идеологически устаревшими «Союзами» закончится.
Американцы, вынужденные поставить на приколы свои шаттлы (слишком уже старенькие и дорогие в эксплуатации) сильно переживали, что их пилотируемая программа зависит от России. А нет ничего лучшего для технического прогресса, чем уязвленное самолюбие нации.
И вот результат. Космический корабль и ракету к нему создали не подведомственные НАСА предприятия, а частная фирма Space X. Создали быстрее, чем это могли бы сделать на госпредприятии (беда любых бюджетников – что у нас, что у них – в неповоротливости). И дешевле.
Основатель Space X и ее главный инженер Элон Маск теперь гордится: «Полет астронавта на нашем корабле будет стоить не больше 20 миллионов долларов». Родной Роскосмос сейчас сдирает за доставку каждого астронавта на МКС и возвращение его на землю больше 60 миллионов.
Успех Space X говорит: на космосе можно и нужно зарабатывать. Но в условиях понятных правил американской экономики, когда люди с деньгами понимают: они вкладываются сейчас, а получат отдачу через 10, а то и 15 лет. И вкладываются не в продажу сырья, а в развитие самых сложных новых космических технологий.
Элон Маск разбогател на создании платежной системы PayPal. Свои миллионы он потратил для того, чтобы построить собственную ракету и космический корабль, а не на скупку яхт и дворцов. Сейчас он говорит:
- Мне кажется, можно провести параллели с Интернетом в середине 1990-х. Интернет появился на свет в качестве правительственного проекта, но затем к этому подключились коммерческие компании, что значительно ускорило развитие этого феномена.
Теперь космическая стратегия США окончательно определилась: рутинные полеты на околоземную орбиту (пока беспилотные, но со временем и пилотируемые) отдаются частникам. Государственные конструкторские бюро и предприятия концентриуются на прорывных проектах – вроде полета к астероиду или на Красную планету.
КСТАТИ
- Назван корабль в честь популярной песни «Запусти волшебного дракона» американской фолк-группы Peter, Paul and Mary. Когда 10 лет назад была основана SpaceX, многие не верили, что команда сомжет построить не много не мало пилотируемый космический корабль.
-Сейчас SpaceX получилот НАСА контракт в $1,6 млрд на 12 беспилотных грузовых полетов к МКС.
- Элон Маск считает, что именно его корабль в будущем станет основой корабля, который полетит к Марсу.
- Сейчас в США четыре! компании разрабатывают грузовые и пилотируемые космические корабли. Еще две – только грузовики.
Источник: kp.ru