Безопасный космос: российские ученые объявили войну метеоритам

Российские ученые готовят проект нацпрограммы по борьбе с космическими угрозами: документ собираются представить уже к концу года. Причиной ускорения процесса послужил упавший недавно Чебаркульский метеорит, который принес много разрушений.

Существует традиция загадывать желание, когда падает звезда. Так вот, когда яркой вспышкой метеорит просвистел над Челябинском, загадать свои успели, похоже, все астрономы России: вместе с куском камня на отрасль посыпались вопросы. А вместе с ними и деньги. Деньги на космос.

Проект нацпрограммы по борьбе с космическими угрозами может появиться в России уже к концу текущего года. Новаторская идея следующая: перед лицом опасности галактического масштаба должны объединиться сразу несколько ведомств: Российская Академия Наук, Роскосмос, Минобороны, Министерство иностранных дел, МЧС и даже Росатом.

Было бы несовсем корректно утверждать, что об угрозе из космоса вспомнили вдруг. Над соответствующей программой работа велась уже несколько лет, но, тем не менее, отрицать тот факт, что Чебаркульский метеорит стал для чиновников дополнительным импульсом, тоже нельзя. Еще бы: такие явления происходят редко, но метко. Одно дело — рассказывать о каких-то гипотетических опасностях, другое –конкретные цифры. Метеорит упал в Челябинской области 15 февраля, взрывная волна выбила окна более чем в семи тысячах зданий. За медицинской помощью обратились порядка 1600 человек, в основном они поранились осколками разлетевшихся стекол. 38 пострадавших даже были госпитализированы. Сумму ущерба превысила один миллиард рублей.

По оценке ученых из NASA, явления подобного масштаба ожидают нашу планету в среднем один раз в 100 лет. Потенциально опасных тел не менее 200-300 тысяч, а открыто не более двух процентов. Первоочередной задачей программы является обнаружение опасных небесных тел. На сегодняшний день ученые говорят примерно о 300 тысячах таких объектов. Из них открыто пока не более двух процентов. К слову, Чебаркульский метеорит как раз попадает в эти два процента.

Только за два ближайших десятилетия с Землей сблизятся порядка шести крупных астероидов. Понятие "крупный" здесь относительно. Это и 26 метровый в диаметре объект, который приблизится через год. И почти 500-метровая глыба, что надвигается на нас к 2028 году. Ну и особо стоит выделить астероид с диаметром почти в километр. Его ожидаем к 2027 году.

Галактическая угроза №2 уже рукотворного происхождения. Осваивая просторы бескрайнего космоса, человечество буквально окутало планету производственным мусором. Мертвые спутники, отработанные ступени ракет и разгонные блоки – все это богатство на орбите по самым скромным оценкам уже достигает нескольких тысяч тонн. Общее число объектов поперечником более одного сантиметра оценивается примерно в 600 тысяч, из которых отслеживается менее пяти процентов. Казалось бы, к чему следить за такими крохами? Вся штука в том, что двигаются эти крохи на огромной скорости. При ударе она может достигать 10 км/с.

Страдают спутники. Их регулярно приходится уводить от столкновений. Что, впрочем, далеко не всегда получается. Для наглядности: потери только европейских спутниковых операторов оцениваются в 140 миллионов евро в год. И это еще цветочки.

Существует такое понятие как синдром Кесслера. Или лавинообразное замусоривание космического пространства. При ударе двух крупных объектов образуется большое количество новых обломков. Эти обломки в свою очередь увеличивают риск опасных сближений для других космических тел. И после нескольких таких столкновений ближний космос может стать и вовсе непригодным для практического использования.

И непонятно, что же с этой проблемой делать. В 2007 году Китай провел испытания противоспутникового оружия. Был уничтожен старый метеорологический зонд. Как результат — плюс еще около 150 тысяч фрагментов мусора на орбите.

В России своих возможностей для решения этой проблемы пока нет. Избегать новых разрушений пока планируется по трем направлениям: обнаружение опасности, анализ угрозы и затем уже шаги по ее устранению.

Для этого, во-первых, нужны специальные широкоугольные телескопы, которых в России нет. Устранить это упущение и должна реализация программы по противодействию космических угроз. Как минимум, предполагается закончить строительство телескопа АЗТ-33 в районе Байкала, в Саянской обсерватории. Чтобы довести его до ума, нужно примерно 500 миллионов рублей.

Вообще, вопрос денег, как водится, один из самых интересных. Ведь 500 миллионов — это только на один телескоп, а ведь еще нужны новые спутники, ракеты. В проекте программы конкретные цифры пока, вроде бы, не называются.

В СМИ одно время появилась сумма 58 миллиардов рублей на 10 лет. За нее быстро зацепились журналисты, впрочем, эти данные были опровергнуты. Пока Россия еще только занимается разработкой космического щита, Землю от угроз из вне защищают другие государства. Ну, по крайней мере, пытаются. Программа Европейского космического агентства SSA пока еще на стадии разработки. Предполагается, что она объединит 20 обсерваторий и позволит обнаруживать астероиды диаметром от 50 метров за три недели до их приближения.

В западном полушарии работает программа  ATLAS, разработанная NASA, стоимость которой составляет примерно пять миллионов долларов. Она включает в себя около восьми широкоугольных телескопов и позволяет предупреждать об астероидах диаметром до 45 метров за одну неделю. И за три недели — о глыбах 140 метров в поперечнике.

За океаном обсуждается и еще одна программа, пожалуй, самая авантюрная — Deep Space Industries, которая обойдется примерно в 100 миллионов долларов. Ученые предлагают запустить на орбиту 10 специализированных спутников FireFly, которые должны будут изучать приближающиеся астероиды. Возможно, даже брать с них пробы для анализа. Ну а затем, достигнув более полного понимания природы "угроз", ученые уже будут думать о том, как с ними бороться. Впрочем, когда речь об угрозах галактического масштаба, понятно, что усилий одного государства недостаточно.

Так что, за странной, на первый взгляд, формулировкой "противодействие космическим угрозам" скрывается сразу несколько важных аспектов. Здесь и безопасность, и оборона, и импульс в развитии фундаментальной науки. И все это — деньги на космос.