База на Луне: все доводы "за" и "против"

База на Луне: все доводы за и против

Успех лунной миссии Китая заставил американских ученых задуматься о плюсах и минусах колонизации спутника Земли. Но в общем и целом исследователи склоняются к тому, чтобы как можно быстрее колонизировать Луну, так как это и эксперимент, и подготовка к полету на Марс, и возможная экономическая выгода. Однако борьба за ресурсы Селены неизбежна.

Успех лунной миссии Китая заставил американских планетологов заняться поиском стимулов, которые заставили бы местных политиков озаботиться освоением спутника Земли. Статью на эту тему опубликовал в журнале New Space Кристофер Маккей из НАСА. Он считает, что США срочно должны построить на Луне базу и организовать регулярные полеты туда и обратно.

По мнению Маккея, перезапуск пилотируемой лунной программы в первую очередь увеличил бы международное влияние Соединенных Штатов. "В ближайшие десятилетия на лунной поверхности явно будет наблюдаться значительная активность, — пишет планетолог. — Национальные интересы страны на Луне диктуют НАСА поддержание долговременного и непрерывного присутствия американского государства на земном спутнике до международных и частных миссий".

Ученый затрагивает такую тему, как космический туризм. "Позволят ли частным компаниям брать туристов, чтобы посмотреть на отпечатки ног Нила Армстронга? — интересуется он. — Как близко они подойдут к ним? Кто определяет эти правила?".

Вот с правилами-то как раз и непонятно… Некогда правительство США предложило запретить приближаться к первым следам человека на Луне на расстояние менее полукилометра. И дело не только в сохранности этих отпечатков. Согласно Договору о космосе от 1967 года ни одна страна не может претендовать на земной спутник или любую его часть.

Но возможно ли это, если Луна начнет осваиваться на практике? Скажем, если китайцам лет через пятнадцать удастся создать лунную базу, то она наверняка будет расположена близ одного из крупных кратеров с запасами водяного льда — чтобы снабжать колонистов водой. А частные компании, такие как Bigelow Aerospace, планируют начать на Луне разработку месторождений иридия и платины. А вдруг какая-то конкурирующая компания или целое государство захотят эксплуатировать тот же источник воды или то же месторождение? Ведь по существующему закону вроде бы ни те ни другие не имеют права на исключительную эксплуатацию данных ресурсов…

Договор 1967 года был инициирован СССР, дабы предотвратить возможное строительство на Луне американской военной базы и размещение там ядерного оружия. Но в те времена о тотальной колонизации спутника и речи не шло — не было технологических возможностей. Однако сейчас Япония и КНР заговорили о предполагаемом строительстве на Луне своих объектов. В таком случае их правовой статус будет очень трудно урегулировать. Это можно будет сделать только через международные институты, в частности, через ООН, что может оказаться не так-то просто. Кроме того, само существование базы может дать полезный для США "побочный эффект": так, туда устремятся туристы, а также будет инициирована геологическая разведка и добыча полезных ископаемых.

Для частного бизнеса разведка поверхности спутника дело слишком дорогостоящее. Необходимо место, где "разведчики" смогут базироваться. Не помешают и государственные вложения. Поэтому наличие государственной базы "притянет" на Луну частные компании. Можно будет построить при базе также станции дозаправки, ведь в составе тамошней воды есть водород и кислород. Это поможет удешевить доставку грузов на дальнюю орбиту.

Безусловно, пишет Маккей, работа постоянной лунной базы будет приводить все к новым и новым открытиям. Например, ученые, наконец, получат представление о характере геологической активности спутника. Так, есть предположение, что в расселинах с застывшей лавой, которыми испещрена поверхность Луны, могут находиться также залежи кометного льда, способные обеспечить людей водой, кислородом для дыхания и энергией.

Стационарная лунная база также станет экспериментом по выживанию людей в условиях пониженного тяготения. По мнению специалистов, длительное отсутствие гравитации может стать причиной дисфункции почек и других жизненно важных органов. Если отправить астронавтов сразу на Марс (как некоторые предлагают), то эвакуировать их оттуда в случае возникновения непредвиденных ситуаций можно будет лишь через полгода. Для Луны эта операция займет не более трех суток.

Колонизация Луны — это вовсе не такой дорогой проект, как казалось нам в 60-70-е годы прошлого столетия, когда совершали свои миссии "Аполлоны", добавляет Кристофер Маккей. Ведь, во-первых, производство космических кораблей удешевилось, во-вторых, с появлением трехмерных принтеров изготовление любых нужных инструментов при наличии необходимого сырья перестало быть проблемой. В-третьих, недавние исследования показали, что можно наладить массовое производство бетона и других материалов из лунного сырья.

"Это не намного сложнее снабжения и эксплуатации орбитальной станции", — говорит Маккей о лунном проекте. Если мы хотим продолжить освоение космоса людьми, а не аппаратами, то первым этапом должна стать именно Луна — наиболее близкая к нам "планета", уверен он.

Написал: Константин,
2013-12-28 в 10:5
По моему мнению, сомнительно, что скоро там будет производство чего бы то ни было (добыча ископаемых). Скорее всего построят обсерваторию, лабораторный корпус.