27 января: день памяти о погибших астронавтах НАСА

Сегодняшний день объявлен НАСА как день памяти о погибших астронавтах, отважнейших людях, которые погибли при освоении космоса. В общей сложности НАСА потеряла 17 человек в своих космических программах. Сегодня мы вспомним самые значительные и крупные трагедии, которые произошли с пионерами космоса, остановимся и задумаемся над тем, а стоит ли жертвовать людьми ради освоения неизученных враждебных глубин Вселенной. Что бросается в глаза при изучении хронологии трагедий, так это то, что все даты близки, а основные трагедии в истории космонавтики происходили в конце января, начале февраля.

27 января 1967 года во время пожара в командном модуле погиб экипаж Аполлон - 1. Трагедия произошла во время предстартовых испытаний. Инженерам,  находившимся снаружи,  не удалось открыть люк в командный модуль, и астронавты погибли от удушья.

Командир  экипажа Гас Гриссом был одним из первых астронавтов НАСА, ветеран, участвовавший в программах Меркурий и Близнецы (Gemini). Эд Уайт тоже был задействован в программе Близнецы и так же был опытным летчиком. В основном он известен как первый американец, который совершил выход в открытый космос. Пилот Роджер Чаффи был новобранцем в рядах НАСА, и Аполлон 1 должен был стать его первым опытом работы в сфере космонавтики.

28 января 1986 года космическая программа НАСА пережила очередной сильный удар и потерпела неудачу при запуске челнока Челенджер, который потерпел катастрофу в результате взрыва внешнего ракетоносителя STS-1. В результате погибли 7 членов экипажа космического челнока.

Самым значимым членом экипажа считалась Криста МакОлифф, она к тому же стала самым известным астронавтом. Она была простым преподавателем, а ее участие в космической программе должно было символизировать открытость в изучении космоса и перспективу доступности космического пространства. За ее полетом следили миллионы студентов, которые были вдохновлены поступком преподавателя, но в результате стали свидетелями ее гибели.

1 февраля 2003 года орбитальный аппарат Колумбия распался при посадке и вхождении в плотную атмосферу Земли. В НАСА потеряли связь с экипажем за 16 минут до запланированной посадки. Кусок изоляционной пены, оторвавшийся от твердотопливных ускорителей  еще при запуске с космодрома, проделал дыру в обшивке крыла челнока Колумбия. Весь экипаж погиб при посадке, челнок просто распался в воздухе.

По прошествии стольких лет НАСА закрыло программу пилотируемых челноков, но перед тем как поставить точку, специалисты агентства заявили, что полеты в космос становились и будут становиться более безопасными, а жизни людей, погибших при освоении космоса не были потрачены зря. Но все же большой риск сохраняется. Риск - неотъемлемая часть освоения человеком космоса.

Лучше всех по этому сказал погибший в составе Аполлон - 1 Гас Гриссом. Лучших слов в данном случае просто не придумаешь: « Я понимаю как я рискую и на что иду. В любой экспериментальной программе имеется огромный риск, и рано или поздно откроется счет жертвам,  и мы потеряем кого-нибудь, кто-то да погибнет. Я хотел бы надеяться и мечтать, что это не произойдет… , но если все же это случится, я надеюсь, что американский народ не посчитает это слишком высокой ценой за нашу космическую программу».

Источник: makedo.ru