Несмотря на нехватку средств, руководство Беларуси пытается модернизировать армию в соответствии с современными требованиями. В частности, речь идет о бронетехнике.
9 мая в Минске на параде в честь 70-летия Великой Победы среди других перспективных образцов вооружения и военной техники белорусской армии впервые были публично показаны новейшие бронеавтомобили «Лис-ПМ», производство которых налажено в Беларуси.
И хотя эта техника не привлекла большого внимания комментаторов, сам факт появления этих машин говорит, что в белорусской армии учитывают современные тренды мировой военной науки.
Локальные войны и вооруженные конфликты последнего времени заставили командование многих западных армий существенно изменить взгляды на роль бронетехники, в том числе бронеавтомобилей, в боевых действиях.
В одном из исследований, подготовленных для руководства НАТО, говорилось, что больше не существует четкого разделения на боевые, тактические, транспортные машины. В условиях современных военных действий все такие автомобили являются боевыми, решают боевые задачи и потому нуждаются в оснащении хорошей броневой защитой и мощным комплексом вооружения.
Можно предположить, что в вооруженных силах Беларуси роль такого универсального бронеавтомобиля и призван сыграть «Лис».
Прототипом «Лиса» является бронеавтомобиль ГАЗ-2330 «Тигр» (в версии ВПК-233114 — «Тигр-М»), разработанный на Горьковском автомобильном заводе. Серийный выпуск таких бронемашин был налажен в 2002 году на машиностроительном заводе в Арзамасе, также входящем в «Группу ГАЗ».
При разработке автомобиля ГАЗ-2330 был взят курс на использование узлов и агрегатов, унифицированных с используемыми на бронетранспортере БТР-80 и броневике ГАЗ-39371 «Водник».
Прежде всего это коснулось элементов ходовой части. Для новой машины были взяты торсионная подвеска, главные передачи и колесные редукторы от БТР. Изготовление этих агрегатов было хорошо отработано, что позволило достаточно быстро наладить серийное производство «Тигра».
Новизна его конструкции заключается в мощной сварной лонжеронной раме, изготовленной из специальной стали с повышенными прочностными характеристиками, на которой крепятся двигатель, подвеска и другие агрегаты, а также бронированный кузов в виде бронекапсулы.
Сам кузов — цельнометаллический, сваривается из термообработанных бронелистов толщиной 5 мм, после чего подвергается отпуску для снятия внутренних напряжений.
Благодаря этому десантный отсек ГАЗ-233114 «Тигр-М» обладает пятым классом баллистической защиты (защита капота соответствует третьему классу) и выдерживает обстрел из автомата Калашникова и даже снайперской винтовки Драгунова (при использовании пуль со стальным нетермоупрочненным сердечником).
В бронированном корпусе оборудованы места для водителя, командира машины и семи бойцов десанта со штатным оружием и боекомплектом. Имеется возможность установки различной аппаратуры, например блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств, радиостанции. При необходимости десант может вести огонь через открывающиеся окна, прикрытые бронестеклами (в дверях и по бортам).
Бронеавтомобили «Тигр» — специальное транспортное средство многоцелевого назначения. Они предназначены для перевозки личного состава войсковых подразделений и транспортировки специальных грузов, монтажа различного вооружения и оборудования (для чего предусмотрены соответствующие места на крыше машины), буксировки прицепов и легких орудий.
Белорусская версия «Тигра» — бронеавтомобиль «Лис-ПМ» является носителем комплекса тяжелого стрелкового вооружения: 12,7-мм пулемета НСВ, 30-мм гранатомета АГ-17. В перспективе планируется расширить линейку машин на этой колесной базе. Помимо боевых, должны появиться командно-штабные, санитарные машины, машины обеспечения.
Кстати, противотанковый вариант «Лиса» еще в прошлом году был показан посетителям 7-й международной выставки вооружения и военной техники Milex-2014, проходившей в Минске: тогда на машине был установлен отечественный противотанковый комплекс «Шершень».
Сейчас бронеавтомобили «Лис-ПМ» выпускаются на Минском заводе колесных тягачей по российской лицензии.
При их сборке используются узлы и агрегаты, поставляемые из России. Однако доля белорусских комплектующих неуклонно растет. Уже сейчас она составляет 85% и должна еще увеличиться.