Facebook сделал еще один шаг к мировому господству. Теперь у крупнейшей соцсети свой поиск, причем такой, которого больше ни у кого нет. Называется он Social Graph Search. По сути, это то, к чему стремился Google, создавая свой Google+: совмещение web-поиска с социальными данными от друзей и друзей друзей. Только наоборот: Google сперва сделал поиск, а после попытался внедрить в него Social Graph, а Facebook, завоевав абсолютное большинство социальных пользователей, просто прикрутил к своей сети продвинутый поисковый движок.
Марк Цукерберг назвал его третьим основным элементом соцсети (первые два — это новостная лента и Timeline). В Facebook несколько раз оговорились: это не web-поиск, это именно тот продукт, который может сделать web-поиск пережитком прошлого.
"Это совершенно иной тип поиска, можно задавать вопросы, на которые никогда не ответит традиционный поисковик, ответы на которые просто нельзя найти в Интернете. Например, какой фильм стоит посмотреть или какую группу послушать. Поиск Facebook ответит на них, используя информацию о вас и ваших друзьях", — поясняет менеджер проекта Social Graph Search Кит Пейрис.
Если же ответа на вопрос по какой-либо причине у движка Facebook нет, он просто выдает результаты союзного поисковика Bing, интегрированного с Facebook. То есть, результаты web-поиска тоже доступны, но не являются основными.
Вот как это работает: строка ввода находится на месте старого поиска. Движок понимает полные фразы, как Siri, только в текстовом виде. Например, можно прямо спросить: "Кто играет в футбол и живет в Пало-Альто?" Поиск выдаст таких людей. Или: "Где съесть пиццу в моем районе?" Движок автоматически зафиксирует географическое положение и расскажет о предпочтениях местной публики.
"Сейчас многие просто не воспринимают Facebook, как инструмент, который может подсказать, куда пойти и что сделать. С новым поиском это будет просто и естественно", — говорит основатель Facebook Марк Цукерберг.
Таким образом, можно также искать работодателей или, наоборот, наемных специалистов, знакомиться по интересам, по географическому положению и так далее. При демонстрации возможностей поисковика это показали. Например, можно ввести запрос "незамужние мужчины из Индии в Пало-Альто, увлекающиеся футболом" — и увидеть всех таковых. Или, к примеру, вбить "ищущий работу программист в Лос-Анжелесе" — и также получить соответствующий список.
А это прямая угроза профильным ресурсам, вроде FourSquare, LinkedIn, Yelp и так далее. Вряд ли ими будут пользоваться, если все будет доступно и удобно в одном лишь Facebook. Но есть и еще одна, не менее важная функция.
"Люди хотят достаточно простых вещей: например, увидеть сразу все фотографии, которым они поставили "лайк". Или увидеть все фотографии двух конкретных людей, фотографии своей семьи, всех друзей, живущих в определенном городе, если они собираются его посетить. До сих пор это было очень трудно — нужно зайти на десятки разных страниц, по частям собрать все воедино. А теперь все просто — вводишь запрос и получаешь результат", — рассказывает руководитель проекта Social Graph Search Том Стоки.
По тому же принципу поиск может выложить полную информацию о пользователе за одну выдачу. Настройки приватности, судя по всему, специально перед релизом поиска, в Facebook максимально упростили, но тех, кто их так и не освоил, новый инструмент прочтет, как открытую книгу. Полное досье — одним кликом.
Впрочем, пока всесильность поисковика ограничена возможностями техники. Во-первых, сам по себе поисковый алгоритм очень сложен и для Facebook — нов. Неизвестно, насколько качественно он написан, и какие сюрпризы и курьезы может преподнести. Во-вторых, он существенно повысит нагрузку на серверы Facebook, а также серьезно увеличит трафик для мобильных пользователей.
Впрочем, недаром проект пока в бета-версии. Если же все пойдет, как задумано, очередной "убийца Google", возможно, и достигнет своей цели. Можно предполагать, что большинство активных пользователей Facebook будут обращаться сперва к внутреннему поиску, и лишь во вторую очередь — к Google. А это уже будет серьезный удар по интернет-гиганту, который в настоящий момент выполняет роль "входной двери" в Интернет.
То же самое касается обращения к другим, узкоспециализированным соцсетям. Теоретически, новый продукт Facebook может их заменить. Как все будет на практике, пока неизвестно. Инвесторы почему-то в проект не верят — после представления Social Graph Search акции Facebook рухнули аж на 3%.
Отметим, что в минувший понедельник портал TachCrunch опубликовал утечку, согласно которой Facebook в сотрудничестве с "Яндексом" готовит похожий поисковый продукт. Впрочем, на мероприятии Facebook о "Яндексе" не было ни слова, а комментировать слухи обе компании, по-прежнему, отказываются.