"Яндекс" запустил собственный модный в наши дни поиск по картинке. Движок под него готовили довольно давно и анонсировали достижение уже около месяца назад, но официально сервис заработал только на этой неделе. Собственно, что такое поиск по картинке, все уже знают. Пользователь показывает поисковику картинку, а поисковик ищет совпадения. Такой есть у Google, и не сказать, что работает он безупречно. "Яндекс" же разработал собственный, отличный от конкурентов алгоритм. Называется от CBIR, или "Сибирь" — от аббревиатуры Content-based image retrieval. Он, в отличие от гугловского цветочувствительного, не различает цветов, но различает очертания предметов, из которых после создает запрос для обычного, словесного поиска по картинкам.
Поиск, действительно, работает отлично — выдает точно такие же изображения, что и загруженное пользователем. Однако, ключевое словосочетание — "точно такие же". Загвоздка в том, что поисковая база "палочек и закорючек" создавалась на основе картинок, проиндексированных "Яндексом". Соответственно, работает все это лишь по тем изображениям, которые есть в поисковом индексе. Похожие изображения, даже почти одинаковые, ни разу не побывавшие в Интернете, не проходят. Ни одна из картинок, загруженных с нашего редакционного компьютера, результатов не дала. Даже если на изображении один и тот же предмет, сфотографированный с почти идентичного ракурса. Исключение составляют шрифты и бренды — если на объекте фотографии есть логотипы, поисковик их, скорее всего, отыщет. Также чуть лучше поисковик справляется с архитектурными сооружениями и памятниками.
Справедливости ради отметим, что и Google с нашей задачей не справился. Правда, старался сильнее — выдавал десятки картинок с похожей цветовой гаммой, но все равно не то. Впрочем, понятно, что такой поиск пока находится на "зародышевом" этапе. "Яндекс" развивает его по-своему, не отставая от мировых конкурентов. В ближайшем будущем, как обещают, мы увидим прорыв на этом направлении.
"Яндекс" — четвертая компания в мире, которая представила поиск по фотографии. Кроме Google, такие проекты разрабатывают канадская Tineye и китайский Baidu. Принцип действия первого напоминает гугловский. Поисковик также не смог отыскать совпадения по запрашиваемой картинке, которая не побывала в сети. Протестировать Baidu не представилось возможным, так как он ориентирован на внутренний рынок, а английская версия обладает сильно урезанным функционалом, в котором поиск по картинке отсутствует.