Microsoft опубликовала данные о своих доходах за четвертый квартал 2013 года. Несмотря на то, что компания получила прибыль в размере 19,9 миллиарда долларов, инвесторы ожидали чуть большего – 20,7 миллиарда. Одной из основных причин убытка корпорации стали планшеты Surface. Microsoft объявила, что потеряла на Surface RT 900 миллионов долларов.
Планшеты Surface не сыскали массовой популярности. В прошлом году компания объявила, что рассчитывает продать от трех до пяти миллионов устройств за год. Тем не менее, по данным за март 2013 года, Microsoft удалось отгрузить чуть меньше, чем один миллион. Причем из двух моделей, Surface RT и Surface Pro, самой непопулярной является первая.
Дело тут вовсе не в самих устройствах, железу и инженерным решениям Surface могут позавидовать многие планшеты. Дело в Windows RT. Если Surface Pro работает на базе процессоров Intel, поставляется с Windows 8 и позволяет установку традиционных приложений для настольных компьютеров, то на Surface RT такого сделать нельзя – операционная система RT заточена под ARM архитектуру, которая не совместима с существующими windows-приложениями. Это привело к определенной изолированности системы – поддержка сторонних софтверных разработчиков оказалась невелика. Поэтому не удивительно, что пользователи выбирали куда более удобные в этом плане решения от Apple.
Стоит отметить, что в Microsoft, кажется, поняли, как исправить ситуацию. Не так давно, исполнительный директор компании Стив Баллмер в открытом письме своим сотрудникам объявил о полной реструктуризации с целью объединения разрозненных подразделений. Грядущая перестройка должна наладить горизонтальные связи внутри компании, помочь с достижением цели создания "единой" Microsoft. Основным направлением компании теперь являются собственные "устройства и сервисы", а одним из ключевых изменений стало объединение всех разработчиков операционных систем под руководством Терри Майерсона. По мнению Баллмера, это позволит улучшить связь между устройствами и, наконец, реализовать идею "трех экранов и облака", о которой говорили еще два года назад.
Теперь Microsoft будет активно продвигать себя на мобильном рынке. Не очень популярный Windows Phone планируется поддержать собственными смартфонами. По последним слухам, компания так же заинтересована и в создании собственных "умных часов".
Не секрет, что в ближайшем будущем компания анонсирует обновленную линейку своих планшетов, а сейчас, чтобы подстегнуть продажи Surface RT, объявили о тридцатипроцентном снижении цен на текущие модели.
Microsoft исторически позиционировала себя как разработчик программного обеспечения и операционных систем и не занималась созданием собственных устройств. Очевидно, что компания хочет закрепиться на сверхприбыльном рынке мобильных устройств, а вместе с тем создать собственную экосистему на манер той, что предлагает Apple.
Пока первые шаги в этом направлении не приносят компании должной прибыли — скорее наоборот: Windows Phone пока далек от лидирующих позиций, а долю на рынке планшетов Microsoft занимает крохотную — 1,8 процента. Компании также вредит и ситуация на ПК рынке — с учетом десктопов мировой рынок ПК во втором квартале 2013 года сократился на 11 процентов.
Выбранное Баллмером направление в сторону портативных устройств и собственной экосистемы всячески верно – это подтверждает и рынок, и опыт других компаний. Но помогут ли внутренние реформы подстегнуть инновационные порывы – неизвестно. Главное, чтобы грядущая реструктуризация не пошла компании во вред.