В мире скоро станет на одну браузерную платформу меньше — старейший из ныне существующих игроков рынка, компания Opera, заявила об отказе от разработки своего проприетарного движка и переходе на свободный пакет WebKit. Причем, в Opera не собираются писать браузер совсем с нуля, за основу возьмут сборку Chromium от Google. Надо думать, ее дополнят своими технологиями, вроде сжатия данных Turbo. В общем, получится этакий "Яндекс.Браузер", только с другим логотипом. О причинах такого перехода в пресс-релизе Opera написали откровенно: абсолютное большинство сайтов, в первую очередь, мобильные их версии, стандартизировано под WebKit, и, раз уж это открытый движок, проще взять его как есть, чем пытаться дублировать. Это, впрочем, общемировая тенденция.
"Очень много компаний строят свои разработки на основе Chromium. Мы приветствуем это, главное, чтобы это улучшало открытый код Chromium", — отметил руководитель группы разработки Chrome в Москве Дмитрий Полухин.
Что это означает для рынка? Во-первых, дополнительно укрепит позиции WebKit в целом. Во-вторых, выведет Google далеко вперед в войне браузеров. По данным большинства исследований, браузер Chrome к концу 2012 года обогнал Internet Explorer по числу глобальных пользователей. Обогнал незначительно — в среднем на полпроцента. Но к доле Google логично прибавить сборку Chromium и браузеры, сделанные на ее основе. В целом по миру, эта доля до сих пор была незначительной, но теперь к ней можно смело прибавить долю Opera. А это еще, по разным оценкам, от двух до четырех процентов в глобальном масштабе.
В итоге, за Google остается от 34 до 36 процентов рынка десктопных браузеров, с серьезной тенденцией к росту. За ним идет Internet Explorer, его доля — около 32 процентов, с плавным снижением из года в год. Наконец, замыкает тройку Firefox. Если же посмотреть на мобильный рынок — в первую очередь, Opera переделает на WebKit именно мобильную версию браузера, под новым именем Opera Ice — там норвежцы сдадут еще большую долю рынка. По последним исследованиям, Opera работает на 12 процентах аппаратов. Впрочем, это лишь видимые "поля сражений". Если же копнуть немного глубже, получается, что в "браузерной закулисе" противостоят друг другу три основных движка: Microsoft Trident, Mozilla Gecko и Webkit. Причем, за последним — от 40 до 45 процентов рынка. Казалось бы, причем здесь Apple? А при том, что именно эта компания, плетясь со своим браузером Safari за тройкой гигантов с долей менее десяти процентов, в свое время, еще в 2001 году, и показала миру движок WebKit. Еще один пример потрясающего дара предвидения Стива Джобса, который лично инициировал проект и стал его основным спонсором, а уже спустя два года с помпой представил первый браузер на его основе.
"Так. Пристегнитесь. У меня есть кое-что совершенное новое для вас. Что это? Абсолютное новое приложение. Называется Safari. И это турбо-браузер для Mac OS. Как много из собравшихся здесь пользуется Google? Мы встроили Google прямо в браузер, не надо больше набирать адрес Google, просто вбивайте ваш запрос в специальное окно в браузере", — заявлял тогда Стив Джобс.
Впрочем, по ряду причин, экспансия WebKit задержалась, а Safari так и не "выстрелил", слишком сильны были позиции Internet Explorer. И главную заслугу в том, что они пошатнулись, приписывают именно Opera. В 2007 году компания осмелилась выступить с открытой жалобой в отношении Microsoft, потребовав прекратить монопольную политику и вместо того, чтобы предустанавливать свой Explorer, дать пользователю самому выбирать браузер. На Microsoft послание, конечно, не подействовало — зато запустило цепную реакцию среди пользователей, подготовив почву для революции. В этот момент на рынке уже существовали игроки с верой в победу над Microsoft. Например, Firefox. А спустя год на сцене появился и Google Chrome.