Грядущая весна обещает без преувеличения эпохальные события для индустрии видеоигр. Мы уже рассказывали о скорой премьере Play Station 4, ожидаемом анонсе Xbox 720, а также о тенденции к слиянию воедино консольных и компьютерных игр. То есть, во что будут играть — более-менее ясно, а вот то, как в это будут играть, может круто поменяться в ближайшие полгода. Уже в марте разработчики получат предсерийные образцы устройства под названием Oculus Rift. Это первые в мире очки виртуальной — не дополненной, а именно виртуальной — реальности, которые могут стать действительно массовым товаром. Подобные продукты появлялись и ранее, но, по разным причинам, серьезно восприняты не были, а Rift более чем успешно дебютировал на выставке CES 2013. Многочисленные посетители, под дружный смех разработчиков, не скрывали эмоций, впервые погрузившись в виртуальную реальность.
Первый же прототип Rift был представлен еще на игровой конференции E3 в прошлом году. Причем показал его не кто иной, как Джон Кармак — основатель id Software и один из наиболее авторитетных разработчиков игрового мира. Он продемонстрировал Rift, который тогда еще напоминал лыжную маску, к которой скотчем примотана коробка от мобильного телефона. Кармак заявил, что следующий Doom будет поддерживать работу подобного устройства, и обещание сдержал. Разработчики Rift, с благословения Кармака, отправились собирать деньги на дальнейшую разработку на Kickstarter и вместо запланированных 250 тысяч долларов всего за двое суток собрали два с половиной миллиона. Это было в августе, и вот, спустя полгода, они рассылают готовые образцы.
Технически, Oculus Rift — это экран с диагональю менее шести дюймов, передающий 3D изображение и снабженный двумя линзами, которые, собственно, и создают 3D-эффект. Картинка занимает все поле зрения пользователя, то есть, подменяет для глаз изображение реального мира. При этом игрок меняет угол обзора абсолютно естественным движением головы. Можно обернуться вокруг, посмотреть под ноги, даже склонить голову на плечо — виртуальный мир полностью адаптируется под органическое визуальное восприятие человеком информации. Эффект присутствия настолько силен, что посетители стенда Oculus на CES 2013 даже, заигрываясь, пробовали есть снежинки, падающие в виртуальном мире. Стоит отметить, что остальные движения пользователь делает обыкновенным джойстиком. Есть две модели управления: грубо говоря, если у персонажа в руках автомат, можно "привязать" руки к глазам и, соответственно, "отвязать". То есть, оружие можно разворачивать движениями головы, а можно — отдельным джойстиком, при этом голова управляет лишь взглядом персонажа. Словом, возможностей масса, причем не только и не столько для стрелялок — основными потребителями Rift, как считают разработчики, будут клиенты MMO-RPG, то есть, любители погрузиться с головой в волшебный мир.
Все крупнейшие производители игровых систем работают над собственными версиями революционных джойстиков. Разработчики Rift демонстрировали свое детище с обычным контроллером. Надо думать, в паре с более совершенным инструментом в руках игрока, и Rift обретет новые функции. Впрочем, интересно устройство не только этим. В случае коммерческого успеха оно способно полностью изменить правила "аппаратной гонки". Производители игровых видеокарт делают все более и более мощные и, соответственно, дорогие модели, способные выдать как можно более четкую картинку на как можно более широкий экран. В случае с Rift — этого не нужно, фактически, достаточно сделать видеокарту под экран смартфона, и она вполне потянет картинку для Rift. А это значит, что консоли, работающие в связке с Rift, будут стоить дешевле. На этом фоне перспективными кажутся бюджетные модульные системы, вроде недавно представленного Valve Piston. Впрочем, сам Rift стоит не дешево, версии для разработчиков с доставкой в апреле продаются по 300 долларов.
***
В большой тройке производителей смартфонов произошли серьезные изменения. По данным исследования статистической компании Gartner, на третье место по числу проданных аппаратов, после Samsung и Apple, впервые поднялся китайский производитель Huawei. Компания, которая считается одним из крупнейших в мире поставщиков стационарного сетевого оборудования, показала свой первый смартфон только в прошлом году и успела продать более 47 миллионов аппаратов. За столь короткий срок смартфоны Huawei сумели сбросить с пьедестала Nokia. Впрочем, на это во многом повлиял "домашний" рынок. Смартфоны Huawei пользуются наибольшим спросом в самом Китае, а в целом по рынку мобильных телефонов Nokia по-прежнему твердо удерживает второе место — с небольшим отставанием от Samsung и серьезном отрывом от Apple. Зато последний достиг крайне важного и знакового рубежа: Apple впервые в истории вышел на первое место по числу проданных телефонов в Японии, где прежде, во многом из-за серьезных заградительных пошлин, правили местные компании, чьи смартфоны почти не продаются за рубежом: Sharp и Fujitsu. По итогам минувшего года, их доли на рынке снизились до 14 процентов, в то время как доля Apple возросла до 15 и продолжает ползти вверх.