Facebook собирается совершить очередную покупку на миллиард долларов. На сей раз под прицел компании Марка Цукерберга попала израильская компания Waze – разработчик одноименного картографического сервиса.
Предполагаемая сделка интересна сразу по нескольким причинам. Во-первых, это первое после IPO крупное приобретение Facebook. Во-вторых, размер сделки, возможно, превысит выплаты при покупке Instagram, который в итоге обошелся Цукербергу дешевле, чем предполагалось вначале – в 800 миллионов долларов.
Waze, которому исполнилось пять лет, — это краудсорсинговый картографический и навигационный сервис, которым пользуются 45 миллионов человек из более чем ста стран. "Краудсорсинговый" означает, что, в отличие от большинства подобных решений, информацию о дорогах, домах, и, конечно, пробках и ДТП, Waze получает от своих пользователей.
В России сервис Waze не очень известен за исключением, пожалуй, пользователей Symbian. Дело в том, что долгое время для владельцев этой мобильной платформы Waze был единственной возможностью пользоваться Foursquare. Родного клиента не было, а благодаря интеграции, пользователи Waze могли чекиниться прямо в этом приложении.
Самый главный вопрос, который возник у всех игроков и аналитиков рынка: "За что, собственно, Facebook планирует заплатить такую большую сумму?" Конечно, не в последнюю очередь Цукерберг покупает пользовательскую базу, сравнимую с той, которая была у Instagram на момент покупки. Но главная причина, которую называют все, – сама суть проекта, его картографический движок.
Facebook, который, фактически, всю свою историю развивался в направлении создания "интернета в интернете", обладает всем необходимым для того, чтобы пользователь как можно реже испытывал необходимость выходить за пределы социальной сети. Не так давно появилась даже собственная надстройка над Android – Facebook home – дополняющая, а частично заменяющая, стандартный интерфейс и функционал мобильной операционки Google.
Собственного же картографического сервиса у Facebook не было. С учетом того, что львиная доля пользователей заходит сейчас в соцсеть именно с мобильных устройств, а эффективно монетизировать таких пользователей можно только зная их координаты, показывая интересные предложения поблизости, собственные карты Facebook просто необходимы.
О том, что именно сцепка геосервисов и денег сейчас находится во главе угла, поняли не только в Facebook. В прошлом году Apple отказался от карт Google и перешел на собственное решение, которое, правда, за прошедшие полгода все еще оставляет желать лучшего. Интересно, что буквально несколько месяцев назад, стремясь как-то улучшить положение, Apple вел переговоры о покупке Waze. Сумма, правда, была чуть меньше, чем та, которую предположительно собирается выложить Facebook – 500 миллионов долларов. Учитывая колоссальный, исчисляемый сотнями миллиардов долларов, запас свободной наличности у Apple, не исключено, что Тим Кук попытается перебить предложение Цукерберга.
Интересен и другой момент: несмотря на относительную молодость Waze, команда научилась неплохо монетизировать собственную аудиторию. Компания зарабатывает не только на показе рекламы, но и на продаже геоданных и информации о трафике логистическим компаниям, а это тоже немаловажно. Дело в том, что даже признанные лидеры рынка – Foursquare – несмотря на повсеместную распространённость, испытывают явные проблемы с притоком наличности. Успешный опыт заработка в мобильной сфере будет явно нелишним и для Facebook, чья основная задача как раз и состоит в том, чтобы получать с владельцев смартфонов столько же, а, возможно, и больше, чем с тех, кто раньше заходил в соцсеть с настольных компьютеров.
И последний момент, на который указывают аналитики: возможно, что собственные карты для Facebook – это не роскошь, а жизненная необходимость. Ходят слухи, что Google недовольный тем, что Facebook создал собственную надстройку над Android, может лишить соцсесть возможности пользоваться своими приложениями и, прежде всего, картами.
***
Мобильная надстройка Facebook оказалась непопулярной. Спустя буквально месяц со дня анонса собственной мобильной оболочки Home, а также смартфона HTC First, где она была установлена, американский сотовый оператор AT&T снизил цену на телефон со 100 долларов до рекордных 99 центов.
Несмотря на то, что ни AT&T, ни HTC не комментируют эту колоссальную скидку, очевидно, что проблема не столько в самом телефоне, а, скорее, в оболочке Facebook Home. Рейтинг надстройки, которая доступна не только владельцам первого "фейсбукофона", но и обладателям нескольких android-устройств, в магазина Google Play упал на 330 место, что свидетельствует о непопулярности этого приложения.
К тому же отзывы первых пользователей тоже преимущественно отрицательные. Многие отмечают замедление работы своих устройств, а также тот факт, что после установки Home, ни чем кроме самого Facebook, пользоваться практически невозможно.