Facebook покупает Instagram за один миллиард долларов. Именно эта новость не сходит с первых полос практически всех онлайновых изданий, а аналитики и простые пользователи тщетно пытаются понять причину необычайной щедрости Марка Цукерберга.
Для стартапа, в чьем штате всего 13 человек и которому нет еще и двух лет, – это действительно большая удача. Instagram был запущен в октябре 2010 года. На данный момент у проекта 30 миллионов зарегистрированных пользователей только на яблочной платформе iOS. На прошлой неделе фотосервис стал наконец доступен и для Android-устройств. И только за первый день было загружен миллион копий программы. Данная статистика делает Instagram самым быстрорастущим проектом за всю историю Интернета.
Основа популярности программы – продуманный, удобный и элегантный интерфейс, а также множество фильтров, которые пользователи могут накладывать на сделанные смартфонами снимки. Основатели проекта Кевин Систром и Майк Криегер очень верно нащупали нишу: каждый хотел почувствовать себя настоящим фотографом. Используемые в Instagram фильтры скрывали огрехи и делали из банальных фотозарисовок маленькие шедевры. Важно и другое: запуск проекта совпал с выходом четвертого iPhone, телефона, обладающего приличной камерой. Именно после выхода этого аппарата производители начали соревноваться и стали оснащать свои устройства все более мощными камерами.
Тем не менее, вопрос о том, за что собственно заплатил Facebook огромную даже по меркам сегодняшнего Интернета сумму, остается открытым.
Некоторые пояснения можно найти в документах, предоставленный компанией Марка Цукерберга перед IPO, которое должно состояться через месяц. Согласно им, главная задача Facebook на ближайшее время – увеличить вовлеченность пользователей. И именно фотографии являются основным инструментом для этого. И действительно, ежедневно на Facebook загружается 250 миллионов фотографий, значительная часть из которых попадает туда через сторонние сервисы, и в частности – через Instagram.
Еще одна причина покупки – возможность улучшения мобильного клиента Facebook, который сложно назвать верхом эргономики. Возможно, что команда Instagram будет заниматься в ближайшее время именно этим направлением. К тому же, несмотря на то, что Instagram пока что не заявлял о полученной прибыли, у сервиса есть налаженные отношения с целым рядом крупных брендов. А это возможность для мобильной рекламы, которую постарается также использовать Facebook.
Несмотря на предполагаемые причины, главный вопрос остается открытым – можно ли оценить все эти потенциальные возможности в миллиард долларов? Тем более что неделю назад Instagram получил очередную порцию инвестиций, и вся компания была оценена в два раза меньше. Выходит, что инвесторы буквально за несколько дней удвоили свои вложения.
Возможная причина заоблачной цифры – спешка, вызванная скорым размещением акций, с одной стороны, а с другой – необходимостью срочно перебить предложения конкурентов. По слухам, Instagram получал предложения от целого ряда компаний, включая Google. Если бы Facebook упустил момент, то фотосервис или купили конкуренты, или же его стоимость, учитывая взрывной рост аудитории, могла увеличится в разы.
Сразу после анонса сделки многие пользователи выразили свои опасения, что столь любимый многими сервис прекратит свое существование в качестве самостоятельной программы. Однако Марк Цукерберг в своем сообщение в Facebook поспешил всех успокоить. Он пообещал, что Instagram останется независимым проектом и его не закроют, как случилось с предыдущим приобретением компании, – геосоциальным сервисом Gowalla.