Яндекс и диктат большинства

Яндекс и диктат большинства

Умные гаджеты – это здорово, не так ли? Здорово, когда они быстрее тебя соображают, что тебе нужно, а при нужде и поправляют тебя. Трогательна автозамена в айпаде, доставившая немало радости многим пользователям: «разводы врать» вместо «разведывать», «Афон» вместо «айфона», «Джойс» вместо «Джобса». Впрочем, если упереться, то айпад временно отступит, а в iOS 6, которая выйдет осенью, должен появиться пользовательский словарик. И все же некомфортно, когда твою жизнь обещают сделать удобной, а в обмен учат тебя жить.

С диктатом Джобса и его инженеров еще можно смириться, но вот диктат поисковых систем, с которым я столкнулся недавно, кажется уже неуместным. И «Яндекс», и Google уже несколько лет поправляют за пользователя ошибки в запросах: «егурт» на «йогурт», «однокласники» на «одноклассники» и т.п. В сентябре 2011 года «Яндекс» сообщал, что исправляет опечатки в 12% запросов. И в последнее время, как мне показалось, «Яндекс» стал чаще автоматически менять «неправильные» запросы на «правильные», вместо того, чтобы скромно предложить другой вариант отдельной ссылкой. Квалификация вашего вполне легитимного запроса как опечатки кажется несколько оскорбительной, как, впрочем, и предположение, что вы искали что-нибудь другое.

Вы скажете, что это мелочные придирки, что причина – в маргинальных запросах отдельно взятого пользователя, или что алгоритм постоянно совершенствуется, так что скоро я перестану это замечать. И что большинство довольно. Но в этом все дело. Исправления наших мыслей в «Яндексе» и Google – не игра программистов, а симптом диктата большинства, который скоро накроет всех нас.

Возьмем принципы дизайна того же айпада. Apple исходит из собственных представлений о правильном и неправильном и в любой момент может их поменять. Когда случился «антеннагейт», Стив Джобс мог сколько угодно поносить покупателей за то, что они якобы неправильно держат айфон и поэтому испытывают проблемы, но через несколько недель признал вину и предложил всем бесплатный защитный чехол. Диктатор единоличен (и в данном случае милостив). Когда по пальцам вас бьет поисковая система, это не индивидуальная воля CEO Google Ларри Пейджа или главы «Яндекса» Аркадия Воложа: в опечатке вас обвиняют миллионы пользователей, которые вводят не такие запросы, как вы. Ищут не группу King Crimson, а Кристину Агилеру (да, айпад тоже ее знает; и да, пример абсолютно вымышленный).

Ларри Пейдж признавался, как видит будущее: Google встроен в наш мозг и еще до того, как у нас окончательно оформилась какая-то мысль, предсказывает, что именно мы хотим узнать, и выдает нам набор ссылок об этом. В книге Стивена Леви In The Plex немало историй о том, как Google настраивается в унисон с разумом пользователя: например, натаскивает свои алгоритмы таким образом, чтобы они могли выдавать на запрос «Audrey Fino» не только ссылки на статьи итальянских газет об Одри Хепберн (ими интересуются миллионы пользователей), но и адрес адвоката Одри Фино, который важен, может быть, для пяти человек. Благодаря этому у Google зачастую и вправду получается воссоздать образ мышления человека.

Но и самые гениальные алгоритмы (пока) лишь имитируют этот образ и обречены на ошибки. Леви рассказывает, как исправили один такой сбой: по запросу о кроссовках первым номером стояла фотография садового гнома. Инженеры Google бились над этим неделями и, в конце концов, им пришлось поехать в магазин и купить несчастного гнома, чтобы его сняли с витрины и результаты он больше не портил. Решение, увы, не универсальное: обычно алгоритму и его создателям приходится полагаться на статистику. Если непонятно, что я ищу, то я должен искать то, что ищет в такой ситуации большинство, правда?

Такова логика не только поиска, такова общая логика Google. Многие важные решения в компании: от цвета гиперссылок до выбора рекламной модели – принимаются на основе A/B тестов – разным группам пользователей втайне от них показывают разные решения, и выбором становится то, за что проголосовало большинство. Такой логикой руководствуется и «Яндекс», и так будут делать все. Даже Apple.

Более того, если большинству пользователей строгая учительская указка поисковой машины вдруг разонравится, ее быстро переделают и замаскируют под что-нибудь более мягкое. Но не думаю, что интернет-компании откажутся от возможности исправлять наши ошибки, и не думаю, что в этом они станут меньше полагаться на мнение потребительских масс. Ведь иначе «Яндекс», Google, Facebook и прочие утратят часть своей рекламной мощи. Их преуспевание строится на том, чтобы удачно продать нас с вами рекламодателю («Яндекс.Директ» с прошлого года показывает рекламу уже по исправленным запросам), а для этого мы сами должны быть слегка подправлены. И стать чуть ближе к тому или иному большинству.

За счет обобщения и упрощения того, что миллиарды людей вбивают в поисковую строку, мы получаем точный (по большей части) и быстрый поиск, удачные рекомендации на Amazon, насыщенную ленту новостей в Facebook так далее. Но за каждое такое удобство мы расплачиваемся не только временем и приватностью, но и тем, что с каждым днем окружающие нас механизмы и алгоритмы все сильнее настраиваются на усредненное представление о мире. Выборы без урн и бюллетеней, мгновенная демократия. Машины улавливают нашу общую волю лучше, чем мы сами. Мы думали, что ищем свободы и самовыражения, но Google знает: на самом деле мы голосуем за новые туфли, выходные в Париже и сильного лидера.

Ныне модно критиковать персонализацию интернета – контроль за нашими мыслями, слежку корпораций за каждым из нас, «стену фильтров», которой они нас окружают. Но в действительности все сложнее: с одной стороны, нас затягивает в информационное гетто, пропитанное персонализированной рекламой, а с другой – когда мы выглядываем из этого гетто, то наталкиваемся на все более стандартизованное отражение общей воли. С каждым днем у нас будет все меньше оснований жаловаться на дурацкий интерфейс, навязчивую рекламу, неприятного политика или попытку компьютера внушить нам неверное решение. Ведь с каждым днем все вероятнее будет то, что мы выбрали это решение сами, путем демократического волеизъявления.

Источник: slon.ru

Похожие новости:
Сервис "Яндекс.Такси" запустил веб-версию
У сервиса "Яндекс.Такси" появилась веб-версия, позволяющая заказать такси через браузер компьютера. Об этом "Яндекс" сообщил на пресс-конференции 28 июня."Яндекс.Такси" был запущен в октябре 2011 года в виде приложений для мобильных устройств на базе iOS и Android. Эти приложения, сообщил руководитель проекта Лев Волож, ..
2012-06-28 2406 0 Интернет, IT
0
"Яндекс.Карты" зарубежья стали подробнее
Компания "Яндекс" обновила свой картографический сервис, добавив в него подробные схемы большинства городов мира. Иностранные названия мест были автоматически переведены на русский язык под надзором лингвистов. Новые карты доступны на сайте, в мобильном приложении, "Навигаторе" ..
2013-11-12 1941 0 Интернет, IT
0
Яндекс выпустил бесплатную версию оболочки Shell
Компания "Яндекс" представила бесплатную бета-версию оболочки "Яндекс.Shell" для платформы Android. Загрузить программу можно в магазине Android Market.  "Яндекс.Shell" основана на популярной оболочке SPB Shell 3D. Она позволяет изменить стандартный интерфейс смартфона: так, экраны основного меню отображаются ..
2012-02-11 3132 0 Интернет, IT
0
Тим Кук рассмеялся в ответ на вопрос о «Яндекс.Телефоне»
Журналисты попытались узнать мнение гендиректора Apple Тима Кука о российском телефоне «Яндекс.Телефон». В ответ на это он рассмеялся, передает РИА Новости.«Я не слышал про него», — ответил Кук, встретить которого удалось на Всемирном экономическом форуме в Давосе.«Яндекс» выпустил свой первый смартфон ..
2019-02-25 1584 0 Интернет, IT
0
Яндекс построит маршруты на общественном транспорте
Крупнейшая российская интернет-компания "Яндекс" запускает в четверг новую функцию на "Яндекс.Картах", которая позволяет строить маршруты на общественном транспорте с учетом пробок, сообщила компания. Благодаря нововведению сервис предложит пользователям до трех вариантов "самых быстрых" маршрутов. При построении ..
2011-11-24 8558 0 Интернет, IT
0
Яндекс начинает продвигать Skype в России
Крупнейший российский поисковик "Яндекс" и сервис видеозвонков Skype начинают сотрудничество, в рамках которого российская компания будет продвигать Skype на своих сайтах, сообщают компании в пятницу. При этом, при загрузке Skype пользователям будет предложено установить специальное дополнение ..
2012-02-6 2803 0 Интернет, IT
0
Яндекс вновь стал самым посещаемым сервисом рунета
В ноябре прошлого года Mail.ru Group удалось отобрать у Яндекса статус самого популярного сервиса в рунете. Теперь же все стало на свои места и по июньским итогам Яндекс вновь возвращен на первое место. Если верить сведениям TNS Web Index, то число уникальных ..
2012-07-27 2371 0 Интернет, IT
-1
«Яндекс» выпустил мобильное приложение о штрафах ГИБДД
Компания «Яндекс» выпустила мобильное приложение «Яндекс.Штрафы», позволяющее узнать о штрафах ГИБДД и оплатить их. Об этом говорится в сообщении компании. В настоящее время «Яндекс.Штрафы» доступны для смартфонов Android, на очереди — версия для iPhone. Сейчас для владельцев iOS-устройств доступно приложение «Яндекс.Навигатор», ..
2014-08-01 2237 0 Интернет, IT
0
Яндекс" выпустил "серьезную" почту
Компания "Яндекс" представила новый интерфейс электронной почты под названием Trinity, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию "Ленты.ру".Trinity рассчитан на людей, который пользуются электронной почтой в служебных целях. Особенностями интерфейса стали лаконичность (страницы почты выдержаны в серых ..
2012-10-25 2111 0 Интернет, IT
1
Яндекс купил стартап и открыл исследовательский центр
Российская компания "Яндекс" сообщила во вторник, 18 марта, о приобретении израильской стартап-компании KitLocate, разработавшей технологию сбора информации о месторасположении мобильных аппаратов без расхода заряда батареи. Согласно сообщению пресс-службы "Яндекс", сотрудники KitLocate в полном составе (8 человек) были приняты в штат ..
2014-03-18 1909 0 Интернет, IT
0
Яндекс.Карты появились в Турции
Компания "Яндекс" запустила картографический сервис для Турции. Об этом сообщается в поступившем в "Ленту.ру" пресс-релизе. На сервисе Yandex.Haritalar ("Яндекс.Карты") доступна подробная карта Турции с указанием пробок. Пробки показываются не только в городах, но и на многих загородных трассах, а пользователи могут участвовать ..
2011-10-20 2509 0 Интернет, IT
0
"Яндекс.Деньги" прорвались в Америку
Российский платежный сервис "Яндекс.Деньги" расширил географию предоставления услуг. Теперь пользователи смогут переводить средства на банковские счета как физических, так и юридических лиц в США и еще 22 странах. Пользователи "Яндекс.Денег" смогут удаленно оплачивать различные услуги и товары на территории США. К примеру, можно заранее ..
2013-09-16 2161 0 Интернет, IT
0
"Яндекс" представил сервис для безопасного Интернета
Российский интернет-гигант "Яндекс" объявил о запуске собственного сервиса, позволяющего защитить компьютер, мобильное устройство или домашнюю сеть Wi-Fi от вредоносных сайтов или сайтов для взрослых. Инструкции по настройке "Яндекс.DNS" выложены на официальном сайте. Если пользователь устройства, защищенного новым сервисом, ..
2013-04-4 2545 0 Интернет, IT
1
Яндекс стал основным поисковиком Windows Phone в России
Крупнейшая российская поисковая система "Яндекс" стала основным поисковиком на смартфонах, предназначенных для продажи в России и работающих на платформе Windows Phone, сообщает пресс-служба компании в пятницу. Поисковик будет предустановлен на смартфонах Nokia, Samsung и HTC. По словам представителей компании, ..
2011-11-25 2382 0 Интернет, IT
0
Мобильный Яндекс научился отвечать на вопросы
Поисковое приложение компании "Яндекс" для мобильных устройств на базе Android научилось давать пользователям готовые ответы. Об этом сообщается в поступившем в "Ленту.ру" пресс-релизе. К примеру, если пользователь введет запрос "погода", приложение сразу покажет ему страницу с прогнозом, а по слову ..
2012-06-20 2076 0 Интернет, IT
0