Google собирается запускать проект Google Books в России; сегодня в гостинице «Балчуг» прошло мероприятие, связанное с этим скорым событием. В России проекты Google Books и Google eBooks будут фигурировать под названиями «Google Книги» и «Google Электронные книги», соответственно. Второе касается торговли электронными изданиями. Эта тема для России пока ещё относительно нова, а потому ситуация на рынке книгоиздания, включая электронное, сейчас очень шаткая. С одной стороны катастрофически падают тиражи, особенно что касается художественной литературы (не самой массовой). С другой стороны, традиционные книгоиздатели не слишком охотно доверяются электронной книготорговле, и на то у них масса причин (пиратство — первая среди них).
У Google, с точки зрения издателей, есть одно очень существенное достоинство: это бренд. Такой компании совершенно не за чем пускаться в какие-то нечистоплотные авантюры (когда, например, электронный книгоиздатель А подписывает с компанией Б договор о «защищённом» издании текстов в электронном виде, а затем, спустя несколько месяцев, вздыхая констатирует, что их DRM плохо работает или не работает вообще).
Неудивительно, что собравшиеся на мероприятие — а это преимущественно были именно книгоиздатели и книготорговцы — засыпали представителей Google вопросами, так что даже на перерыв времени не осталось. Со стороны Google шли преимущественно подробные объяснения, что потребуется с издателей, если те захотят сотрудничать, издатели старались выяснить, что им за это будет, и насколько легко или сложно будет «украсть» их книги. Например, через поиск бесплатно доступны 20% контента продаваемой электронной книги; одна из участниц мероприятия дознавалась, возможно ли так сформулировать запросы, чтобы доступными — с разных IP — стали все 100%? На это ей было резонно замечено, что дешевле книгу элементарно купить, нежели идти на такие ухищрения.
У Google, безусловно, свой интерес: на встрече несколько раз прозвучало, что без поддержки российских книгоиздателей Google Книги запустить не удастся, особенно коммерческую его составляющую.
«Наш мир меняется, и вы все это видите. То устройство, а иногда и два, и три, которые есть у всех у вас в кармане и которые называются „мобильными телефонами"... за последние двадцать пять лет развивались совершенно немыслимыми темпами. Сегодня в миру у людей на руках находятся примерно пять миллиардов мобильных телефонов. Первый миллиард набрался за двадцать лет истории этого прибора, второй — за четыре года, третий — за два, четвёртый — за один, а пятому понадобилось всего девять-десять месяцев», — заявил Владимир Долгов, генеральный директор Google Russia (бывший, кстати, генеральный директор Ozon.ru).Всю эту статистику он привёл, главным образом, для того, чтобы показать, что теперь электронные средства для чтения (смартфоны к ним, безусловно, тоже относятся) стали вездесущими, и соответствующим образом изменился подход к чтению. И к авторству тоже:
«Япония, притом, что она — страна гаджетная, но до сих пор продолжает читать. Там книга считается бестселлером, если она достигает планки тиража (я говорю о физических книгах) в 400 тысяч. Можно сравнить это с Россией, и понять, кто из нас „читающая страна“ — Россия или Япония. Так вот пять из десяти бестселлеров их авторы написали на своих мобильных телефонах. Верьте, нет — но это так. Это вот прямое влияние мобильных телефонов и смартфонов на индустрию, о которой мы говорим», — заявил Долгов.
В дальнейшем на мероприятии, однако, прозвучало, что никто не может дать никаких гарантий, что электронные читалки полностью вытеснят традиционные книги. Причём сказал это лично Сергей Анурьев, глава компании «ЛитРес», занимающейся как раз-таки электронным книгоизданием.
В ходе своего выступления Анурьев (приглашённый Google в качестве эксперта), заявил, что розничный рынок продаж электронных книг в России удваивается каждый год, но на 2011 года обороты его составили около 5 млн долларов. «Если он будет расти дальше и преодолеет ныне существующие барьеры — такие как пиратство, отсутствие связанных устройств продаж контента, — он может вырасти в ближайшие годы в два, три, а то и в десять раз», — заявил Анурьев.
При этом Сергей Анурьев указал, что отрасль беспокоит один вопрос: является ли электронная книга нишевым продуктом для людей, которые просто любят гаджеты и всё, что с ними связано, либо электронные книги станут настоящей «заменой» бумажной книги.
«Этот прогноз невозможно сделать. Так же как лет десять назад обсуждался вопрос, как аудиокнига повлияет на рынок бумажной книги, так же точно сейчас обсуждается, будет ли электронная книга нишевой или нет. Это будет видно на рубеже десяти лет. На рубеже пяти лет мы можем прогнозировать, что электронная книга легко может может занять и 25, и 50% книжного рынка», — заявил Анурьев.В ходе презентации представителей Google, между делом, спросили, а удалось ли им посотрудничать с российскими библиотеками? Как выяснилось, Google ставит на книгоиздателей в большой степени «не от хорошей жизни»: по словам выступавших, старинные культурные учреждения склонны проявлять консерватизм и с некоторым недоверием относиться к предложениям Google. Русскоязычные книги в Google Books представлены, однако преимущественные их источники — зарубежные библиотеки.
«У нас были переговоры с российскими библиотеками, но никаких проектов из этого не вышло, к сожалению», — отметила Анна Ерёменко (Google Books). «Мы очень долго общались [с Российской Государственной Библиотекой], — пояснил Александр Брегман, — и продолжаем общаться, но эти разговоры идут очень долго и, видимо, ещё продолжаться». Иными словами, пока договориться не удалось.
Помимо презентации проекта Google Книги книгоиздателям в течение часа демонстрировали достоинства платформы Android и связанных с ней инноваций. Судя по всему, Google намеревается всеми силами поддерживать в России «связку» Android + электронные книги.
Источник: blogs.computerra.ru