Привет, планета, это программа Вести.net, успевшая очередной раз возвратиться в Москву из Калифорнии. Там я умудрился фактически побывать и на самой большой в мире выставке игровой индустрии — E3 — и на главной пресс-конференции съезда эппловских разработчиков WWDC. Так и начну — в хронологическом порядке.
В Сан-Франциско я попал вечером 9 июня, и сходил к центру Moscone West, в котором был всего за три недели до этого на конференции Google I/O. Меня поразило, что некоторые посетители WWDC заняли очередь еще с вечера. Пришли с палатками, креслами и даже с плакатом, на котором была надпись "будем работать за еду, перелет и проживание".
Впрочем, на следующее утро эти "технопалаточники" куда-то рассосались, а толпа оказалась меньше, чем на Google. Эппловцы, похоже, как-то иначе работают с очередями. И еще одно — об уровне секретности компании из Купертино. До начала презентации даже внутри конференц-центра рекламные щиты были закрыты драпировкой. Вот так.
Ежегодная конференция корпорации Apple для разработчиков, которая началась на этой неделе в Сан-Франциско, как всегда предоставила журналистам сразу несколько информационных поводов. В первый день компания презентовала свои основные тезисы и показала новые продукты. И все же начало конференции было немного необычным.
Глава Apple Тим Кук рассказал, что за пять лет работы онлайн-каталога AppStore количество приложений в нем превысило 900 000, причем, почти 90% из них скачиваются хотя бы раз в месяц. Общее количество пользовательских аккаунтов превышает 575 миллионов, а суммарный размер комиссионных выплат программистам превысил 10 миллиардов долларов.
И после этих слов Кук пригласил на сцену разработчиков совершенно нового класса приложений для iOS. Anki — это первый в мире искусственный интеллект, работающий на базе мобильной операционки Apple. Разработали Anki программисты из Университета Карнеги Меллон в США. На презентации специалисты показали одно из решений Anki Drive — небольшие игрушечные машинки, которые двигались совершенно автономно, управляясь программным обеспечением на базе iOS.
Разработчики говорят, что машинки — это лишь пример. Здесь могут быть любые другие объекты, вплоть до настоящих роботов или вооружений. Вероятно, на осознание того, что только что произошло на сцене, нужно время, однако совершенно точно можно сказать, что в недрах Apple появилась своя Лаборатория Х, которая уже сейчас создает наше будущее.
Дальше конференция пошла своему обычному размеченному магией Apple пути. И начали эппловцы с новой операцинки. Вопреки традиции, утвердившейся с начала 2000-х годов, называть версии OS X в честь животных из отряда кошачьих, новое имя операционки Maverick к кошкам отношения не имеет.
Начиная с этой 10-й по счету операционной системы, все будущие “оси” будут носить имена калифорнийских географических достопримечательностей. Основные изменения системы носят функциональный характер: так, например, в файловой системе Finder появились вкладки и тэги для удобства поиска нужных документов или файлов.
Упрощена была и работа с несколькими мониторами: панель приложений Dock и строка меню теперь будут появляться на всех экранах в зависимости от того, где находится курсор. Кроме того, OS X Maverics будет поддерживать — ранее только мобильное — приложение iBooks со всеми его прелестями типа выделения текста, закладок и пометок, а также приложение Apple Maps.
Новый стационарный ПК Apple Mac Pro, наверное, можно назвать долгожданным героем конференции. Компьютеры этой серии относятся к наиболее производительным и дорогостоящим моделям, рассчитанным на профессионалов в области дизайна и графики, и обновляются реже других.
В новой версии Mac Pro стали в восемь раз меньше. Сейчас это больше похоже на вращающегося R2D2 из "Звездных войн" — 25 см в высоту и 17 см в диаметре, в верхушку которого вмонтирован один большой вентилятор. Мощность нового Mac Pro — 7 террафлопсов — на конференции отметили, что этого должно хватать на одновременную работу четырех 4K мониторов. Также в них установлены двойные видеокарты AMD, 4 USB-порта и 6 Thunderbolt-портов. Интересно, что все Mac Pro будут собираться на территории США, правда, когда они появятся в продаже и по какой цене, пока непонятно.
Стоит сказать несколько слов и об обновленных MacBook Air. Обе версии 11-и и 13-и дюймовых ноутбуков получили обновленные процессоры Haswell от Intel, которые, по заявлению Apple, вместе с Intel-овским же HD Graphics 5000 придадут им на 40% больше мощности. Особенно впечатлили утверждения Apple о продолжительности работы ноутбуков: тот, что 11 дюймов обещает "жить" до 9 часов от одной зарядки, а 13-дюймовый протянет и все 12.
Еще одна довольно шумная и, наверное, главная новинка — iOS 7. Обновленная версия "яблочной" мобильной операционки, разработанная при непосредственном участии главного художника Apple Джонатана Айва, была названа революционной. И действительно, так сильно дизайн и функциональность iOS не менялись со дня выхода первого iPhone.
Некоторым эпплофанам новый дизайн показался чересчур ярким и аляповатым, тем же, кто раньше работал со смартфонами на Андроиде и Виндоусфоне, обновленная операционка показалась легкой, воздушной, с полупрозрачными слоями и новыми шрифтами, адаптированными под Retina-разрешение.
В плане функциональности одно из первых мест в списке изменений — функции Control Center и Центр Уведомлений, которые позволяют одним жестом вызвать соответствующие панели для быстрого изменения настроек и ознакомления со всеми текущими “новостями” и событиями. Выглядит, надо признать, очень знакомо.
Также iOS 7 получила усовершенствованную многозадачность, функцию AirDrop для моментального обмена контентом и данными с друзьями, “черные списки” для телефона, FaceTime и сообщений, возможность интеграции iPhone с автомобилем и чисто голосовые звонки по FaceTime, без видео.
Изменилось приложение "Фотографии": в нем появились такие функции, как "Моменты" для автоматической организации снимков и "Общие Фотопотоки" — своеобразная соцсеть, в которой можно делиться новыми фотографиями с "избранными" и подписываться на обновления друзей.
Еще одно существенное обновление — в "Музыке" появился сервис iTunes Radio — встроенное бесплатное интернет-радио с доступом к станциям, репертуар которых составлен на основе предпочтений пользователя.
Надо признать, что большая часть заголовков в СМИ после конференции звучит примерно так: "Новый айфон, или вот как должен выглядеть Android в будущем", а также "Тот самый момент, когда iOS превращается в Аndroid".
Никогда прежде после конференции Apple не говорили так много о конкурентах. И мы готовы согласиться с некоторыми моментами, например, стартовая страница со свайп-разблокированием и быстрым вызовом настроек центра уведомлений — явно выглядят как в Android, а календарь в today очень похож на решения в WinPhone, а виджет погоды и вовсе вылитый от НТС Sense. Список можно продолжать. Apple как будто “надкусил” и освоил все лучшее, что было создано за последнее пятилетие, и получилось очень красиво.
"Семерка" будет доступна простым пользователям осенью этого года. А вот разработчики — участники программы iOS Developer Program — уже сейчас тестируют новую iOS 7. И судя по некоторым сообщениям в Twitter в новой мобильной OS от Apple обнаружилась возможность установки российского поисковика "Яндекс" в качестве основной поисковой машины в штатном браузере Safari. До сих пор в браузере для iOS в русской локализации были доступны на выбор поисковики Google, Yahoo и Bing.
И еще — все обсуждения анонсов Apple обычно вращаются не вокруг технологий, как таковых, а вокруг вопроса, подтвердила ли корпорация свой богоподобный статус, развернула ли она еще один раз рынок в свою сторону. Или — как говорит молодежь, Apple "уже не торт".
Последний передел рынка — выпуск iPad, то есть уже давно. С тех пор ушел из жизни основатель компании, основания беспокоиться, вроде бы, на лицо. Вот как выразил это беспокойство старейшина цеха IT-журналистики Уолт Моссберг, который был дружен еще со Стивом Джобсом.
"У людей есть модель отношения к Apple — практически, как к голливудской киностудии. Люди ждут от вас блокбастеров. Когда выйдет следующий хит? Вы все еще та компания, у которой есть на это силы?", — спросил он.
"Да, мы все еще та компания, которая в состоянии это сделать", — ответил Тим Кук. Уолт Моссберг сидел на пресс-конференции в двух рядах от меня, но после ее окончания я потерял его в толпе и не успел спросить, блокбастером ли были нынешние анонсы Apple. По-моему, Mac Pro — точно заявка на блокбастер. iOS7 — увидим, когда выйдет, по бета-версиям судить нелегко.
Единственное, что я могу сказать точно, Apple снова стал оглядываться на конкурентов. Лет десять подряд корпорация, по ощущению, считала, что никого, кроме Microsoft, разве что, в IT-бизнесе вообще не существует.
***
Теперь — к игровой выставке. Е3 традиционно проводится в Лос-Анджелесе, в районе, не поверите, South Park, в конвеншн-центре. В центре выставки 2013 года была схватка между двумя игроками из большой тройки игрового бизнеса: Microsoft и Sony. Самый большой игрок, Nintendo, в этот раз на E3 даже пресс-конференции не устроил.
Как это обычно бывает с большими выставками, E3, фактически, началась за день до официального открытия. С утра — презентация Microsoft, потом Electronic Arts, Ubisoft, вечером — Sony. Но меня, конечно же, интересовали, в первую очередь, производители консолей, гиганты. Тем более что раньше они уже показали разницу в подходе — Microsoft со своим Xbox One — скорее универсальный развлекательный центр гостиной, Playstation 4 — инструмент для любителей игр, даже — игроманов, которых здесь называют "хардкор-геймерами". К моему удивлению, от этих сценариев в своих пресс-конференциях гиганты отошли. Microsoft рассказывал исключительно про игрушки.
Мы начали нашу историю Xbox One три недели назад, когда была нарисована картина всегда подключенного к облаку простого, но с мгновенным откликом устройства, позволяющего вам пользоваться любым мультимедийным контентом. Здесь мы рассказываем вторую часть нашей истории — о том, что такое Xbox в играх. Из 20 показанных игр 17 — эксклюзивы именно для нашей платформы, а десять — мировые премьеры", — отметил вице-президент Microsoft Фил Харрисон.
Относительно железа было сделано лишь одно серьезное объявление, цена: 499 долларов в Америке, фунтов или евро — в Европе. А вот анонс Sony оказался смешанным. Он тоже касался, в основном, игр, но, во-первых, приставку все же показали — при первом анонсе, в Нью-Йорке, ее журналистам не предъявили. А во-вторых, поговорив об играх, Sony неожиданно пошла в лобовую атаку на Microsoft. Тут нужно сделать пояснение. Дело в том, что новый Xbox — полуоблачная платформа. Для работы приставка должна раз в день соединяться с серверами Live.
"Конечно, мы беспокоимся о защите интеллектуальной собственности наших партнеров — производителей игр, это естественно. Но главный плюс, удобство подключенности — оно для пользователя. Игровая информация постоянно обновляется, и кроме того, 2-36 игры доступны вам с любого Xbox, ваши данные всегда под рукой: вы можете начать игру на одном, а продолжать на другом", — сказал Фил Харрисон.
Дарить или продавать бывшие в употреблении игры, вроде, можно, но с ограничениями и не больше одного раза. Первое же боевое заявление от команды Playstation звучало так.
"Sony всегда подходила крайне тщательно к вопросам защиты от пиратства, с очень хорошими результатами, например, на PS 3. Там защищенный формат Blu-ray диска, и пиратства на PS 3 почти не было, — заявил президент и гендиректор Sony Computer Entertainment Джим Райан. — Мы применим надежные и серьезные методы антипиратской защиты — это часть нашей философии, чтобы люди, которые создают и издают продукт, могли делать это безопасно. Мы предпримем все необходимые шаги для этого, когда наши облачные сервисы будут запущены. Это пока все, что я могу сказать".
Второе заявление было ожидаемо, но произвело впечатление все равно. Цена. Дело в том, что в стоимость Xbox входит сенсор Kinect, он фактически является неотъемлемой частью приставки. За это — добавочные сто условных единиц. Но он представляет собой очень серьезный и интересный инструмент.
Я уже много раз говорил, что игроманом не являюсь, поэтому стараюсь ездить на такие события лишь тогда, когда представляют новые технологии, новое железо. В Лос-Анджелес я полетел, в первую очередь, посмотреть на Kinect., так как уж больно удивительные про него читал истории.
***
Как журналист и любитель фото- и мобилографии, не могу обойти вниманием анонс Samsung. Обещаю его показать на следующей неделе.
Компания Samsung официально представила новую модель устройства Galaxy S4 Zoom, которое сочетает в себе возможности последней топовой модели смартфона Galaxy S4 с расширенными фотографическими возможностями.
Как поясняют в компании, целью при разработке Samsung Galaxy S4 Zoom было создание устройства, которое бы смогло играть одновременно две роли — роль ведущего на рынке Android-смартфона и роль высококачественной компактной камеры.
Издание TechCrunch назвало новинку "убийцей Nokia Lumia PureView", — финские модели этого бренда тоже ставили, прежде всего, на фотокамеру, правда, внешне выглядели немного элегантней и компактней. IT-обозреватели также задались вполне нешуточным вопросом, как носить гибрид от Samsung в кармане штанов? Но корейская компания в погоне за технологиями, похоже, о таких мелочах не задумывается. Главное — поразить воображение.
Фотографическая часть Samsung Galaxy S4 zoom оснащена 16-МП (напомним, у Nokia Lumia 925 — 8,7 МП, а у первой модели Pure View Nokia 808 — 41МП) CMOS-матрицей с обратной засветкой, 10-кратным объективом, технологией оптической стабилизации и ксеноновой вспышкой. Имеется отдельная кнопка для спуска затвора. Некоторые обозреватели сравнивают этот смартфон по фотографическим возможностям с карманным вариантом Samsung Galaxy Camera с обрезанным чуть более чем в два раза оптическим зумом — 10 кратный против 21 кратного. Кроме того, объектив у Galaxy камеры был чуть более светосильным — с диафрагмой f/2.8 против f/3.1. И важный для фотоаппарата показатель, размер матрицы — самого сенсора. Здесь он 1/2.3. То есть, такой же, как в обычных мыльницах.
Инженеры Galaxy S4 Zoom отказались от зумирования с помощью кнопок громкости и доверили это кольцу на объективе. Изменить фокусное расстояние можно практически так же, как и на обычных фотокамерах. По заявлению производителя, 10-кратный оптический зум позволяет хорошо разглядеть и снять объекты на расстоянии 50 метров от точки съемки. Чему, кстати, способствует и встроенный механизм оптической стабилизации, аналогичный использованному в Galaxy Camera.
Меню фотоаппарата позволяет вручную настраивать выдержку, диафрагму и баланс белого, включать и выключать вспышку. Приложение камеры предлагает также набор режимов съемки, включая Smart Mode (полностью автоматический режим для получения наиболее качественных снимков), Drama Shot (камера делает серию снимков движущегося объекта и затем объединяет ее в одно фото) и Action Freeze (съемка быстро движущихся объектов с получением четких снимков). Есть функция съемки HDR-фото. Функция Story Album разбивает отснятые материалы по времени и представляет их в фотоальбоме.
Что касается, смартфонной части Galaxy S4 Zoom, то тут наличествует двухъядерный процессор — в отличии от нормального Samsung Galaxy S4, который выпускался в двух вариантах с родным самсунговским процессором в 8 ядер и квалкомовским — в 4 ядра. Также производитель обещает 1,5 ГБ оперативной памяти, 8 ГБ встроенной флэш-памяти (с возможностью расширения) и фронтальная камера с разрешением 1,9 МП. Размер дисплея составляет 4,3 дюйма и имеет разрешение 960 x 540 пикселей. Для сравнения, Galaxy S4 оснащен 5-дюймовым дисплеем с разрешением 1920 x 1080 пикселей.
Samsung Galaxy S4 zoom работает под управлением операционной системы Android 4.2 Jelly Bean и, как утверждает производитель, содержит множество функций, которые можно найти в смартфоне Galaxy S4.В частности, он предназначен для работы в сетях 2G и 3G, а также в сетях LTE, что будет зависеть от региона поставки. Поддерживаются Wi-Fi и Bluetooth. Габариты устройства составляют 12,5 см на 6,5, ширина устройства — примерно 1,5 см. Вес — 208 г, что на 70 граммов больше Nokia. Емкость батареи 2330 мАч, однако, часы работы гибрида производителем не заявлены. Поэтому понять это можно будет только в процессе теста.
Стоит отметить, что прошлой осенью Samsung выпустил камеру Samsung Galaxy Camera. Это фотоаппарат, который работает под управлением Android и позволяет редактировать и обмениваться снимками, пользуясь стандартными приложениями, доступными в каталоге Google Play.
Единственным минусом той камеры было то, что она не умеет звонить. На выставке в Берлине, где представили Samsung Galaxy Camera, журналисты недоумевали — зачем нужен такой фотоаппарат с 3G и WiFi, если похожая фотосенсорная техника уже встроена в смартфоны. И тогда же было понятно, что вряд ли простые пользователи захотят носить с собой несколько устройств для разных целей. Вероятно, в Samsung учли все это и сделали полноценный камерофон.