В понедельник в Хамовническом районном суде Москвы пройдет первое слушание по иску ульяновского блогера к компании "Яндекс". По его словам, поисковик использует специальные фильтры, поэтому индексирует далеко не все сайты. Блогер потратил несколько часов, но страницы своей газеты так и не нашел. Моральный ущерб он оценил в десять миллионов рублей.
Искал, но так и не нашел – ситуация, знакомая любому пользователю. Большинство просто перешло бы на страницу другого поисковика, а вот директор ульяновской газеты "Новый град Симбирск" Денис Коркодинов решил судиться. Компанию "Яндекс" он обвинил в недобросовестной рекламе: ему обещали, что найдется все, а вместо этого система не видит даже сайт его родного издания.
"Искал не только наше издание, но и ряд других изданий. Система Google выдавала по моим запросам те или иные сайты, в "Яндексе" я этого найти не смог", — объясняет он.
Систему фильтрации сайтов, когда часть из них не индексируется в поисковой машине "Яндекса", мужчина требует признать противоречащей Конституции. Ведь она якобы ограничивает право граждан на поиск и получение информации. Несколько часов своего времени, потраченных впустую, журналист оценил в десять миллионов рублей.
"10 миллионов – сумма была взята, исходя из финансовых активов компании "Яндекс". Я посчитал, что с помощью недостоверной рекламы за последние полгода компания "Яндекс" собрала более пяти миллиардов рублей, и в сравнении с данной суммой 10 миллионов — это лишь малая крупица. Хотя, если быть точным, при составлении искового заявления я на один нолик ошибся. Не дописал его", — говорит он.
В компании "Яндекс" иск получили и были очень удивлены: ведь их поисковые технологии — ни для кого не секрет. Почитать о них можно прямо на сайте. А слоган – это защищенный законом товарный знак.
"Мы получили иск и, конечно, отреагируем на него в рамках предусмотренной законом процедуры. Мы считаем, что предъявленное требование не основано на правовых нормах. И "Яндекс", и "Найдется все" являются зарегистрированными товарными знаками, и информация о них есть в открытых реестрах Роспатента", — говорит PR-менеджер ООО "Яндекс" Элина Ставиская.
Получив иск, независимый адвокат Игорь Симонов констатирует: шансов выиграть дело у Дениса почти нет. Формально товарный знак можно признать рекламой. И "Яндекс" действительно обещает найти все, что есть в Сети, но только при определенных условиях. Эти условия, как правило, расписаны в пользовательском соглашении. Вводя в адресную строку запрос, человек автоматически соглашается с условиями поиска.
"Формально основания для обращения есть — для обращения, не для удовлетворения требований. Все, что есть в Интернете, все, что отвечает неким техническим требованиям, это находится. Потому что, если говорить про истца, то не нашлось название или его сайт. Но давайте обратимся к его ресурсу — может быть, он не соответствует каким-то требованиям?" — говорит адвокат.
Разобраться, вводит ли слоган "Найдется все" в заблуждение, может только суд. Причем, скорее всего, понадобится не одна лингвистическая экспертиза. Первое слушание назначено уже на сегодня.