Программа по созданию беспилотных разведывательно-ударных комплексов (БРУК) палубного базирования типа UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike) может быть признана нецелесообразной. Эксперты, в частности аналитики Лексингтонского института, сомневаются в необходимости ее реализации.
Первоначально, на этапе развертывания работ по созданию БРУК типа UCLASS, предполагалось создание малозаметного палубного беспилотника. Способный осуществлять дозаправку в воздухе и имеющий большую продолжительность полета, он должен был обеспечивать выполнение поставленных боевых задач на значительном удалении от своего носителя – ударного атомного авианосца. Однако после подсчета предварительных расходов военно-морские силы США приняли решение отказаться от ранее обязательных требований: дозаправки в воздухе и работоспособности в условиях активного противодействия. В результате перспективный БРУК из многоцелевого стал в основном разведывательным. Тем не менее ВМС США намерены продолжать программу и ожидают выделения на ее реализацию около 400 миллионов долларов в 2015 финансовом году.
По мнению экспертов Лексингтонского института, подобное изменение требований является признаком нестабильности программы в целом. Ранее в проекте принимали участие только четыре производителя, которые участвовали в тендере на разработку БРУК типа UCLASS. На основе публичных заявлений ВМС эксперты института делают вывод о кризисе в осуществлении программы.
Аналитики отмечают, что в целесообразности разработки БРУК типа UCLASS сомневаются и американские законодатели. Представители сената приняли резолюцию, запрещающую делать конкретные предложения участникам тендера до окончательного определения технического задания на комплекс и его одобрения Пентагоном. Кроме того, законодатели из палаты представителей конгресса США опубликовали отчет, согласно которому БРУК типа UCLASS не могут существенно усилить боевые возможности флота.
Идея оснащения американских ВМС беспилотными разведывательно-ударными комплексами палубного базирования, которые могли бы проводить в воздухе большее время по сравнению с пилотируемой авиацией, возникла в начале 2000-х с началом политики трансформации ВС США с учетом новейших технологий. По мнению экспертов, на тот момент она казалась целесообразной. Были созданы два новых образца БЛА, существенно повысившие ситуационную осведомленность военнослужащих, их информированность об окружающей боевой обстановке. Речь идет о БЛА наземного базирования с горизонтальными взлетом-посадкой и сверхбольшой продолжительностью полета MQ-4C «Тритон» (Triton), а также о морском БЛА с вертикальными взлетом-посадкой MQ-8B «Файр скаут» (Fire Scout).
Вместе с тем БЛА имеют серьезные ограничения, особенно актуальные при применении с палубы, на которой во время несения службы находится значительная часть экипажа. Эксперты Лексингтонского института отмечают, что для размещения беспилотника на авианосце необходимы достаточно веские причины, которые в случае с программой UCLASS отсутствуют. ВМС США располагают значительным количеством разведывательной и ударной авиатехники, возможности которой могут быть усилены за счет применения самолетов и БЛА других видов войск, в первую очередь ВВС. Таким образом, разработка БРУК типа UCLASS, по мнению экспертов, нецелесообразна, особенно при жесткой экономии бюджетных средств. Ранее ВМС США заявили о трудностях в финансовом обеспечении проекта по замене подводных лодок класса «Огайо» (Ohio), который, возможно, является наиболее важным.
Основой для оправдания целесообразности создания БРУК типа UCLASS могла бы послужить его интеграция в стратегию сдерживания AA/AD (Anti-Access, Area Denial), которая может применяться к таким странам, как КНР. Однако ведущие аналитические организации отмечают, что перспективные БРУК в нынешнем проектном виде не смогут выполнять поставленные задачи в рамках этой стратегии. Для увеличения дальности действия авианосной группировки БРУК типа UCLASS должны обладать малозаметностью, возможностью дозаправки в воздухе, средствами повышения осведомленности об окружающей боевой обстановке, что неизбежно повышает стоимость комплекса.
Предполагается, что высокопоставленные представители Пентагона соберутся 10 сентября для определения степени готовности проекта к дальнейшему развитию. Аналитики Лексингтонского института считают, что текущие результаты их не удовлетворят. Они, вероятно, зададут ВМС США вопрос о целесообразности закупок БРУК с уменьшенной эффективностью. Ответ о возможности повышения уровня малозаметности, массы полезной нагрузки и интеграции средств дозаправки в воздухе в ходе дальнейшего развития программы будет воспринят скорее всего негативно. В условиях жесткой экономии продолжение программ, так или иначе интересующих Министерство обороны США, невозможно.
Тем не менее ВМС США приступили к отработке совместных полетов пилотируемого палубного истребителя F-18 «Хорнет» (F-18 Hornet) и демонстратора ударного БЛА X-47B с атомного авианосца CVN-71 «Теодор Рузвельт» (USS CVN-71 Theodore Roosevelt). Основной задачей этих совместных полетов, начатых 17 августа, является подтверждение безопасного соседства палубных БЛА и пилотируемых самолетов. Учтен опыт, полученный при первых испытаниях X-47B на борту авианосца «Теодор Рузвельт» в ноябре 2013 года. В новой серии основное внимание сфокусировано на выполнении штатных предполетных и послеполетных операций на палубе корабля и одновременного с пилотируемыми самолетами нахождения в воздухе в разных режимах.
«В настоящее время продемонстрирована возможность взлета, посадки и полетов X-47B совместно с пилотируемыми самолетами в зоне нахождения авианосца при штатном проведении палубных операций. Это ключевое требование к перспективному авиационному крылу авианосца», – отметил руководитель отдела беспилотной палубной авиации ВМС США Бе Дуарт.
Первая серия пилотируемых и беспилотных полетов с борта авианосца предусматривала взлет F/A-18 и X-47B. После восьмиминутного полета X-47B был посажен с помощью аэрофинишера, сложил консоли крыла и выполнил рулежку с места посадки. Палубный оператор с помощью нового устройства управления осуществил увод БЛА в ручном режиме с посадочной полосы, дав возможность выполнить посадку истребителю F/A-18. Подобные совместные операции многократно повторялись в течение испытаний.
БЛА X-47B будет оставаться на борту авианосца для проведения последующих совместных испытаний с F/A-18, а также выполнения операций в ночное время.
ВМС планируют продолжить эту работу в течение 2015 года для уточнения концепции применения палубных БЛА с авианесущих кораблей и совершенствования технологий, необходимых для реализации программы создания перспективных БРУК типа UCLASS.