Эскадра теряет ход

Эскадра теряет ход

Под угрозой срыва строительство 17 надводных боевых кораблей для нашего ВМФ.

Газета «Деловой Петербург» сообщила, что на верфях Северо-Запада под угрозой срыва строительство сразу 17 боевых кораблей для нашего Военно-Морского флота на общую сумму 227 миллиарда рублей. Конкретнее: восьми корветов и девяти фрегатов на заводах «Янтарь» (Калининград) и «Северная верфь» (Санкт-Петербург). Основная причина одна – отсутствие газотурбинных и дизельных двигателей.

Силовые агрегаты для пяти фрегатов проекта 11356, которые ускоренно делает «Янтарь» для Черноморского флота, а также для восьми кораблей того же класса проекта 22350 (ими загружены верфи в Питере) должно было поставить украинское госпредприятие газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект. Все шло по плану. Три установки ушли в Калининград. Еще две оплачены Россией и даже изготовлены. Но, увы, пылятся на складе в украинском городе Николаеве. Потому что вспыхнула гражданская война в Донбассе. И Киев минувшим летом разорвал всякое военно-техническое сотрудничество с нашей страной.

Таким образом, все же полученные калининградцами двигатели позволяют своевременно сдать флоту лишь три из пяти фрегатов проекта 11356. Головной – «Адмирал Григорович» - завершил процесс размагничивания и проходит заводские испытания. На второй – «Адмирал Эссен» - на плаву завершают устанавливать оборудование и вооружение, он вот-вот выйдет в море. Третий – «Адмирал Макаров» - готовится к спуску.

Очень похоже, что дальше на «Янтаре» может возникнуть внеплановая пауза. Потому что для уже заложенных фрегатов «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин» силовых агрегатов пока нет.

В Петербург, на «Северную верфь», николаевцы успели отправить лишь два агрегата. И это для восьми запланированных фрегатов проекта 22350. Но с этими двигателями вообще случилась незадача. На головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» в конце минувшего года во время испытаний у причальной стенки случилось возгорание. Причина – сбой в системе управления двигателем. Скорее всего, имел место конструкторский просчет. Как утверждают специалисты, произошел помпаж, турбину залило маслом, она загорелась. Лопатки вышли из строя. Турбину демонтировали и отправили на ремонт в Рыбинск.

Поскольку строительство «Адмирала Горшкова» и так уже затянулось до неприличия (он был заложен без малого десятилетие назад - еще в 2006 году), решено было не ждать обнадеживающих вестей из Рыбинска, а срочно загрузить на этот корабль последний имеющийся у питерцев украинский двигатель – тот, что предназначался для второго фрегата этой серии, «Адмирала Касатонова». А как быть с «Касатоновым»- Ему, говорят, придется дожидаться возвращения к жизни сгоревшей турбины. И уже с ней поднимать пары.

А с продолжением строительства и этой серии тоже туман. Спуск на воду третьего фрегата – «Адмирала Головко» из-за отсутствия двигателей отложен пока как минимум на год.

Не менее сложно дело обстоит и со строительством корветов проектов 20385. Этих кораблей ближней морской зоны на «Северной верфи запланировано построить, как уже сказано, восемь. Они должны по многим показателям превзойти своих предшественников типа «Стерегущий» (проект 20380), которых в боевом строю уже четыре. Все – на Балтийском флоте.

Надо сказать, многоцелевые корабли проекта 20385 обещали получиться хоть и до зубов вооруженными, но весьма дорогими. С усиленным ударным, зенитно-ракетным и противолодочным вооружением, которое позволяло бы действовать не только в ближней, но и в дальней морской зоне. Каждый примерно по 10 миллиардов рублей. Или на четверть дороже корветов проекта 20380.

Одним из коренных отличий новых корветов, как предполагалось, будет более совершенная двигательная дизельная установка. Возможно, это решение Главного штаба ВМФ стало результатом опыта недолгой пока эксплуатации «Стерегущего». Он вошел в боевой состав флота сравнительно недавно – в 2008 году. Но за эти годы его главная энергетическая установка, изготовленная в Коломне, дважды выходила из строя.

В итоге вместо отечественных дизельных двигателей ДДА12000 российские военные моряки собрались обзавестись германскими агрегатами фирмы MTU. Такие уже ставят в Турции на серийные корветы по программе Milgem. И на австралийские фрегаты типа Anzac. И там они почему-то не ломаются столь часто.

Война в Донбассе и эту затею, возможно, погубила. ВМФ РФ к 2020 году рассчитывает получить одиннадцать корветов проекта 20385, восемь из которых собиралась построить «Северная верфь». Остальные – должны были достаться Амурскому судостроительному заводу.

Дело не заладилось в самом начале. Германия минувшим летом присоединилась к экономическим санкциям против России. Как следствие, законопослушная фирма MTU так и не начала отгрузку нам своих дизелей для корветов.

Первые два корвета проекта 20385 получили названия «Гремящий» и «Проворный». Они уже строятся в Питере. Головной – с 2012 года, первый серийный – с 2013-го. В нынешнем году «Гремящим» собирались пополнить Северный флот, «Проворным» - Черноморский. Ничего теперь с адмиральским графиком не получится. У обоих кораблей нет «сердец». И когда появятся – не знает никто.

Так ведь и это еще не все беды. Те самые германские двигатели мы приспособились ставить и на малые ракетные корабли проекта 21631 типа «Буян-М», которые строят в Зеленодольске. Три «Буяна» уже переданы Каспийской флотилии, пять на стапелях и у заводской стенки в различной степени готовности. Для каждого ли из них у зеленодольцев запасены двигатели фирмы MTU- Хорошо если так. Однако по плану пора приступать к девятому «Буяну-М». Ему уже и название придумали – «Грайворон». В том, что и для «Грайворона» припасены чудо-дизели очень сомнительно.

Правда, руководство отечественного ВПК излучает казенный оптимизм. По словам замминистра обороны России по вооружению Юрия Борисова, по крайней мере, проблема с фрегатами скоро будет решена. Уже идет техническое перевооружение на НПО «Сатурн» в Рыбинске, которое специализируется на двигателях для авиации и Военно-Морского флота. Задача: за два с половиной года развернуть там полный цикл производства морских газотурбинных двигателей для российских боевых кораблей дальней морской зоны.

А теперь давайте считать. Два с половиной года – это 2017-й. Допустим, все будет исполнено неукоснительно, и к новогодним елочкам 2018-го первый новенький рыбинский двигатель поедет в Калининград или в Питер. На заждавшегося такого подарка, допустим, фрегат «Адмирал Бутаков» его поставят в лучшем случае к лету того же года. Потом заводские и ходовые испытания. Когда же «Адмирал Бутаков» появится на флоте- В 2019-м- Это при самых благоприятных раскладах. А по плану должен уже в нынешнем году.

То же самое и с фрегатами проекта 22350 типа «Адмирал Горшков».

Впрочем, скорее всего, дела обстоят еще хуже. Откуда у замминистра обороны Борисова столь непоколебимая уверенность, что рыбинцы вовремя справятся с важнейшим правительственным заданием- Ситуация со срывом поставок оборонной продукции, по меньшей мере, с Украины прогнозировалась давно. И именно НПО «Сатурн» еще в начале 2000 годов была поставлена задача подготовиться к импортозамещению в области корабельного двигателестроения. И что- А ничего. Производство важнейшей продукции в Рыбинске так пока и не освоено. Не создан даже испытательный стенд для корабельных газотурбинных и дизель-газотурбинных агрегатов, на который теперь экстренно выделено 6 миллиардов рублей. На территории бывшего СССР такой стенд пока существует в единственном экземпляре. Все в том же украинском Николаеве.

Более того. Когда-то высокий профессиональный и кадровый потенциал завода в значительной степени утерян. Чтобы доказать это, достаточно вспомнить ситуацию с созданием двигателей для авиалайнера «Суперджет». Разрабатывать его «Сатурну» предстояло совместно с французской компанией «Снекма». После долгих мучений, французы от совместной работы отказались. Из-за низкой, как они заявили, квалификации рыбинских партнеров.

Что, с той поры в НПО произошли волшебные перемены к лучшему- С чего бы это-

Вряд ли много лучше ситуация у двигателестроителей из Коломны. Иначе с чего бы несчастья так преследовали «Стерегущий»-

Newsland.ru

Похожие новости:
Раскрыты детали проекта американской гиперзвуковой крылатой ракеты
ВВС США заключили с Lockheed Martin контракт на 928 миллионов долларов, предполагающий создание первой американской гиперзвуковой управляемой ракеты, сообщает FlightGlobal.Новая ракета, предназначенная для истребителей и бомбардировщиков, должна перемещаться со скоростью более пяти чисел Маха, обладать высокой и оперативной точностью ..
2018-04-20 4778 0 Военная техника
0
Военный эксперт РФ раскритиковал разрекламированный танк Армата
Российский журналист и военный эксперт Павел Фельгенгауэр считает распространенную информацию об исключительности и мощности новых российских танков Т-14 "Армата" сильно преувеличенной. Об этом сообщает ТСН.uа со ссылкой на "Новую газету". По словам эксперта, для того, чтобы усилить броню ..
2015-05-18 3607 0 Военная техника
0
Истребители Super Hornet получат конформные топливные баки
Командование ВМС США намерено оснастить истребители F/A-18E/F Super Hornet конформными топливными баками с расположением над крылом вплотную к фюзеляжу. Как сообщает Flightglobal, такое усовершенствование позволит самолетам брать на борт дополнительные 13,2 тысячи литров топлива, увеличивая тем самым собственный ..
2013-03-21 1355 0 Военная техника
2
К позору F-22 "Рэптор"
На днях в сети появилось крайне интересное видео. На нём запечатлён учебный воздушный бой между французским истребителем «Рафаль» и американским истребителем 5-го поколения F-22 «Рэптор». И как ни странно, в этом учебном поединке пилот американского истребителя (который считается лучшим истребителем ..
2013-06-29 1538 0 Военная техника
0
F-35 проиграл воздушный бой старому F-16
Американский самолет пятого поколения F-35 проиграл учебный бой ветерану ВВС США, истребителю F-16, разработанному в середине 70-х годов. Отчет о поединке опубликовал в своем блоге американский военный журналист Девид Экс, сообщает РГ. Испытательный «собачий бой» — воздушная ..
2015-07-02 2631 0 Военная техника
0
"Гранит" или "Яхонт"
Великая Отечественная Война 1942-й год, театр военных действий разворачивается в Северном ледовитом океане. Основное лидерство на этот момент и контроль сил в море принадлежит кораблям Кригсмарине и основное господство в воздухе за самолетами Люфтваффе. Нацистским командованием разработана целая ..
2013-06-2 1515 0 Военная техника
0
Настоящий переворот в аэродинамике совершили асы РФ
История нашей авиации - не только самолеты и блестящие конструкторы, но и пилоты. Многие фигуры высшего пилотажа, которыми так восхищаются зрители и которые в реальном бою могут решить исход сражения, придумали именно отечественные асы. "Кобра Пугачева" в небе. Изобразить такую фигуру ..
2012-08-12 1896 0 Военная техника
0
У России есть уникальная замена Габалинской РЛС?
На фоне усиливающегося противостояния между Москвой и Западом по вопросам противоракетной обороны Россия, похоже, готова потерять свой стратегический военный объект в Азербайджане - Габалинскую радиолокационную станцию. Такое развитие событий пресса предвидела еще в феврале. Источник, близкий к Минобороны, дал понять, ..
2012-05-27 2909 0 Военная техника
0
Тайна U-534 пока еще не раскрыта
Множество вопросов вызывают все подводные лодки, входившие в так называемый “личный конвой Гитлера”. По разным источникам, их было от 35 до 70. Командирам и экипажам этих субмарин были поставлены особые и специальные задачи, подробности которых до настоящего времени неизвестны. Эти подводные лодки имели ..
2012-03-12 1535 0 Военная техника
0
Южная Корея создаст невидимку
Практически одновременно с решением закупить у США 40 истребителей пятого поколения F-35 A Сеул сделал еще один важный шаг в сфере развития оборонно-промышленного комплекса.Официально дан старт программе создания собственного корейского истребителя-"невидимки", в будущем собираются произвести не менее 120 таких самолетов, а также экспортировать ..
2013-11-27 932 0 Военная техника
0
Каким быть российскому авианосцу?
Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе сказал как-то, что «страна мучительно долго шла к созданию авианосцев, без которых в наше время ВМФ просто теряет смысл».В мае 2007 года тогдашний главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин руководил совещанием представителей научно-исследовательского ..
2011-10-2 2970 0 Военная техника
0
Ко Дню воздушного флота -100 или 102?
«Не мы, а правнуки наши будут лететь  по воздуху, ако птицы».Пётр ВеликийНесколько лет назад  мы с полковником А.Кокуриным работали над материалом  об отечественных  воздушных силах в ХХ веке.  Сочинению дали заглавие «Русский флот пятого океана».  Сразу отметили, что,  если строго придерживаться ..
2012-08-13 1088 0 Военная техника
0
Бесшумное оружие: вчера, сегодня, завтра
4 июля 1899 года датчанин Дж. Борренсен получил первый в мире патент на глушитель. Фактически началась эра бесшумного оружия, главными бенефициарами которой стали гангстеры, шпионы, диверсанты, а позднее - киллеры. История вопроса В XIX веке на оглушающие свойства стрелкового оружия не обращали ..
2014-07-08 2103 0 Военная техника
0
Российский Президент-С против Стингера: чья возьмет?
Вечером 12 марта к северу от провинциального центра Хама (220 км от Дамаска) был сбит истребитель ВВС Сирийской Арабской Республики МиГ-21. По информации сирийского телеканала «Сурия», самолет подбили при заходе на посадку. Как передает агентство Sputnik, один пилот истребителя смог катапультироваться, ..
2016-03-13 1728 0 Военная техника
-1
Сравнение Altay, Leopard 2a, Т-90
Современную армию нельзя представить без постоянно обновляющейся боевой техники и вооружения. Это касается также и тяжелой бронированной техники. Многие эксперты прогнозируют исчезновение танков уже в ближайшем будущем, но несмотря на это танкам порой отводится решающая роль в вооруженных столкновениях. Хорошим примером ..
2012-04-5 2931 0 Военная техника
0