БТР-82А - одна из самых новых бронированных машин в российской армии. Размах, с которым инженеры подошли к проектированию и разработке этой машины - воистину удивляет. Привычные очертания уже знакомого многим бронетранспортера – единственное, что роднит новый 82А с предшественниками.
Специалисты в области вооружения отмечают, что БТР-82А самая настоящая полноценная боевая машина с повышенной живучестью. Своим появлением в конце 2010 года новая машина уже наделала много шума - модернизированная версия бронетранспортера с 30-мм скорострельной пушкой 2А72 и новыми приборами для наблюдения впечатлила российских военных. Крещение БТР 82А принимал не только в ходе учений, но и в ходе контртеррористических операций на северном Кавказе.
Именно в эти тяжелые мгновения проявлялись лучшие качества новой машины. О впечатлениях от нового бронетранспортера военные особо не спорят - машина нравится. Однако, у тех, кто успел на этой машине поработать, что называется, «на местах» - впечатления особые.
Среди таких людей и сотрудник РОСН УФСБ Евгений, который в интервью «Звезде» рассказал о своем знакомстве с БТР-82А и его вооружением: «Обычная работа, которой мы занимаемся - заблокировать район, проверить дом, обезвредить преступников, если понадобится. Вышло так, что почти сразу бандиты по нам открыли огонь. Ответным огнем подавили на некоторое время, а потом стали думать, как достать, ведь дом, в котором они засели, был добротно построен и обычным стрелковым оружием там не сработаешь. Ну и кто-то вспомнил, что у нас появился новый БТР. Я по началу скептически отнесся к идее его использовать, но командир принял решение и машина двинулась на позицию. Признаюсь честно, я хоть и повидал всякого, но такой скорости от автоматической пушки не ожидал. Очередь 30-мм орудия превратила окна, из которых боевики по нам стреляли в нечто похожее на щебень.
Кирпич, которым был отделан фасад здания, покрошился до состояния щебня, а оконные проемы, фактически, превратились в одно сплошное большое окно, хотя машина работала всего 5 с небольшим минут. После такой зачистки группа, которая шла на осмотр дома доложила, что сопротивляться больше некому. Все боевики «двухсотые». С тех пор к отрядам при проведении операций прикрепляется БТР-82А, который наши мужики прозвали «папа». После этого случая способность 30-мм пушки мелкими кусочками нарезать террористов больше никогда не подвергалось сомнениям», - рассказывает Евгений.
Опыт, сын ошибок трудных
БТР-80, послуживший базой для новейшего БТР-82А, как говорят специалисты - это опыт, помноженный на труд. Создание «восьмидесятки» пришлось на тот момент, когда выводы из недавней афганской кампании применялись в проектировании и строительстве бронетехники почти молниеносном.
Несмотря на то, что БТР-80 серийно производился с 1984 года, его производство живет и процветает и поныне. Объем НИОКР, проведенных в области применения материалов, корпуса, систем жизнеобеспечения, защиты и вооружения очень сложно представить, поскольку техническая документация и инструкции ко всем модификациям этой машины займут тысячи и тысячи страниц формата А4, однако, несмотря на это - своего «потолка» отечественный бронетранспортер так и не достиг.
Евгений Малкин, специалист-материаловед и эксперт в области систем защиты в интервью «Звезде» и вовсе заявил, что: «Универсальность - слово, которое в случае с БТР-82А не подразумевает компромиссов». Продолжая рассказ о том, какую боевую машину можно создать на базе БТР-80, эксперт добавил: «Ныне существующие модификации, такие как БТР-82, БТР-82А1 уже сейчас по своим огневым и защитным характеристикам стоят на голову выше зарубежных конкурентов. Вооружение тут может быть самое разное. От пулеметов 7,62мм до боевого модуля от «ЦНИИ Буревестник». Все дело как раз в том, что бронетранспортер из обычного средства для перевозки личного состава уже давно превратился в полноценную боевую машину пехоты, пусть и на колесах, а не на гусеницах. Оснастить сейчас БТР-82А, к примеру, противотанковыми управляемыми комплексами вообще не представляет никакой проблемы. А это уже, как вы понимаете, совсем другая весовая категория», - заявил эксперт.
Рассказывая о, фактически, еще десятилетнем запасе прочности отечественных БТР, эксперт отметил, что несмотря на серьезные работы в области вооружения, активно ведутся и работы по защите бронетранспортера.
«Не буду называть разработчика, но сейчас новый тип активной защиты в работе находится. Специальный, адаптированный именно для высокоскоростных, маневренных машин. Безусловно, тут каждому по потребностям - если в антитеррористической операции такая защита не пригодится, то во время диверсий и молниеносных прорывов на территорию противника - запросто. Тогда и противотанковые гранатометы не страшны будут, а это значит, что можно будет еще свободнее действовать», - заявил эксперт.
Головная боль американцев
30-мм автоматическая пушка - гарант эффективного решения поставленных перед машиной задач, на этот раз «стрельнула» далеко за пределы России. Издание «Defense News» опубликовало статью с говорящим названием: «Strykers Need Bigger Gun to Fight Russia». Речь в статье идет об основных бронетранспортерах армии США - Stryker, результаты применения которого в Ираке и Афганистане показали, что этой машине лучше бы стоять где-нибудь на складах, накрытой брезентом, чем воевать.
Необходимость, с которой американской армии предстоит модернизировать американские БТР сами военные в лице полковника Джона Мейера (Col. John Meyer) назвали срочной, потому как время не терпит. Оснащение же американского БТР, в сравнении с российскими - среднее.
По словам эксперта в области стрелкового и крупнокалиберного вооружения, кандидата технических наук Валерия Прокопенко, американский БТР в чистую проигрывает российскому в огневых возможностях: «Суть в том, что американский опыт в этом вопросе, похоже, учли только сейчас, ведь пулеметом пятидесятого калибра (12,7х99мм) много вопросов не решишь. Уничтожить пехоту в здании с толстыми стенами или просто укреплении - сложновато. Придется весь боекомплект тратить. Об уничтожении других каких-то целей и речи не идет - тут нужно что-то побольше.
Гранатометы 40-мм, которые на «Страйкер» устанавливались, тоже не особо эффективное оружие. За такой подход к вооружению машин они, в общем-то в Ираке и поплатились», - заявил эксперт. Американские военные уже сейчас понимают, что оснащенность «Страйкера» уже давно хромает, и в сравнении с российскими БТР-82А не выдерживает никакой конкуренции.
Поспешность, с которой принимается решение о модернизации американских БТР, лишний раз доказывает, что у американских военных в данный момент нет достойных ответов на российскую технику, которую за считанные часы в условиях максимально приближенным к полевым, из перевозчика для личного состава можно переоборудовать в машину для истребления танков или молниеносного прорыва с серьезной огневой поддержкой.
В своем обращении к начальству, полковник Мейер пишет, что для полноценного противодействия американскому БТР, как минимум, потребуется 25-мм пушка М242 «Бушмастер», которую устанавливают на БМП Bradley. Однако, полковник тут же оговаривается: «это не даст полного преимущества на поле боя, но позволит поражать легкобронированные цели и расчищать путь пехоте для применения переносных противотанковых комплексов», - заявляет полковник Мейер.
Слова американского полковника подтверждают, что пока заокеанские военные только собираются подумать над тем, как повысить боевую эффективность своих бронетранспортеров, российские военные уже вовсю занимаются войсковой «обкаткой» модернизированных машин, способных решать проблемы с противником в любое время суток без привлечения дополнительных сил. БТР-82А в линейке бронированных средств по доставке личного состава к полю боя - не единственный.
Помимо колесной техники в распоряжении российских военных есть еще и БМП-3, в которой огневая установка и вовсе представляет больше противотанковую пушку, нежели средства для стрельбы по легкобронированной технике.
Специалисты заявляют, что пушка калибром 100мм и спаренное с ней 30-мм скорострельное орудие вообще могут «поставить на колени» целый батальон противника, а это значит, что любую, даже модернизированную зарубежную технику такого класса российские машины уже сейчас превосходят на несколько порядков.