В России возрождают идею гигантских экранопланов

В России возрождают идею гигантских экранопланов

В России возрождают идею гигантских экранопланов - летательных аппаратов, сочетающих качества корабля и самолета и в советское время пугавших НАТО, где их называли "каспийскими монстрами". Сейчас разрабатывается новая платформа, которая позволит создавать экранопланы грузоподъемностью до 600 тонн как гражданского, так и военного применения.

В прошлом году армия решила отказаться от идеи необычных "летающих кораблей". "В гособоронзаказе на 2011-2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие", - писали в ноябре "Известия".

Но сама идея без оборонзаказа не умерла. "Интерфакс" сообщает о начале разработки новой расширяемой платформы - ей занялись НПП "Радар ММС" и ЦКБ им. Алексеева. Концепция предусматривает выпуск первых экранопланов нового поколения большой грузоподъемностью от 50 до 600 тонн к 2016 году, а также разработку транспортных и грузопассажирских экранопланов грузоподъемностью до 2 тыс. - 3 тыс. тонн в последующем".

В "Радаре" сообщили, что платформу нового поколения можно будет использовать как в гражданских, так и в военных целях.

Пока же создатели возят по выставкам небольшой экраноплан - десятиметровый "Акваглайд-5". Пять - это число пассажиров, которых самолетокорабль берет на борт.

Первые экранопланы разрабатывались в средине прошлого века в Нижегородском ЦКБ Ростислава Алексеева. "Летающие корабли" использовали эффект аэродинамического экрана - за счет воздушной подушки, отделяющей корабль от воды, они могли скользить над поверхностью. Низколетящие советские экранопланы были недоступны и для радаров противника, и для ракет, которые не могут засечь цель, не касающуюся воды и не поднимающуюся выше 100 метров над ней.

В то же время машина из алюминиево-магниевого сплава могла за несколько минут покрыть огромное расстояние, имея на борту несколько сотен десантников с тяжелым вооружением, и с ходу освободить плацдарм для их высадки управляемыми ракетами.

В 1980-х годах в составе Каспийской флотилии имелся 236-й дивизион кораблей экранопланов. Он базировался в Каспийске и в его составе было три транспортно-десантных "Орленка" проекта 904, а также один ракетный экраноплан "Лунь" проекта 903.

Родоначальником экранопланов "Лунь" и "Орленок" стал созданный в единственном экземпляре экспериментальный 544-тонный КМ-6 (корабль-макет), аббревиатуру которого в НАТО расшифровали как "Каспийский монстр". Первый экземпляр "монстра" потерпел аварию в 1969 году, когда пилот из-за сильного тумана потерял визуальный горизонт и на большой скорости врезался в воду. Второй экземпляр, так же из-за ошибки пилота в 1980 году потерпел аварию и затонул в Каспийском море (экипаж успел спастись).

"Орленку" был не страшен шторм в 2-3 балла, он устойчиво летал на высоте от 1 до 10 метров, но при испытаниях поднимался и на 100 метров. Такие машины предназначались для быстрой переброски войск и техники, которая загружалась через откидывающийся "нос" самолета-корабля. Первый экземпляр "Орленка" - С-21 - разбился в августе 1992 года, тогда погиб бортмеханик в чине прапорщика. Второй образец - С-25 - порезали на металлолом в 2000 году, третий - С-26 - стоит на Химкинском водохранилище. Последний полет с боевыми стрельбами экраноплан "Орленок" выполнил летом 1989 года.

Ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь" - заводской бортовой номер С-31 - мог развивать скорость до 250 узлов (463 км/ч) и был вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами "Москит". До 2008 года он базировался в Каспийске. В дальнейшем "Лунь" была законсервирована в сухом доке, а вся секретная электроника сдана на склады.

Сайт "ВВС России" делает неутешительный вывод: после распада СССР и изменения обстановки в мире экранопланы стали для военных обузой - "и не корабли, и не самолеты, и что с ними делать, непонятно". В итоге осталось лишь одно - отправить их в утиль.

Источник: newsru.com

Комментарии пользователей:
Написал: Фома,
2012-11-06 в 18:13
+1
Утрачены технологии строительства больших экранопланов, нет специалистов умеющие и понимающие как и что строить и понимать что построили. Пример с Буревестником - 24 построили и не знают что построили, то ли глиссер, то ли АВП. Абрам я не умею играть на скрипке но могу вас научить как это делать и таких делателей как свиней у кормушки на рапил денег. Порганичники умники не изобретали велосипед, а купили экранопланы без распила денег и охраняют границу России. Ростивлав Алексеев понял что попал в тупик со строительством луней и орленками, а Бутома подлец все сделал что-бы его уничтожить, хорош берьевский поледыш. Если разрабатывать то надо ВВА 14 Бартиниевский экраноплан это громадная перспектива, кто в курсе те знают, ну а на стаю лающих собак не надо обращать внимание, собака лает караван идет.
ответить ›


А Вы что думаете?

Вы можете оставлять комментарии анонимно, или войти на сайт через open ID и использовать любой из ваших существующих аккаунтов (Mail.ru, Вконтакте и т.д.).
Ваше имя:
Контрольное число:
Отправка..
Комментарий:
Похожие новости:
В России начали разрабатывать пассажирские экранопланы
Ученые Дальневосточного федерального университета приступили к проектам строительства пассажирских экранопланов. Как сообщается в поступившем в редакцию «Ленты.ру» пресс-релизе, в научно-образовательном центре, созданном при вузе, начата разработка первого экспериментального образца. Предполагается, что использование экранопланов в условиях Дальнего Востока имеет большие ..
2014-03-07 2797 0 Авиация
1
Китайцы провели испытание нового экраноплана
Китайское информационное агентство Xinhua сообщило о проведении испытаний нового экраноплана CYG-11 китайской разработки. Экраноплан может летать на высоте 1-4 метра с максимальной скоростью 210 км/час. Испытания модели были признаны успешными. Машина вмещает 12 человек или 1.2 т груза. Расход топлива ..
2013-04-27 2979 0 Авиация
0
В России разработают многоцелевой экраноплан
Российская компания «Радар ММС» подготовила проект перспективного многоцелевого экраноплана «Чайка», который можно будет использовать для решения самых разнообразных задач: от грузоперевозок до разведки. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил исполнительный директор компании-разработчика Иван Анцев. По его словам, ..
2017-07-14 29537 0 Авиация
0
Российские конструкторы работают над новыми экранопланами
По информации ведущего ученого центрального конструкторского бюро имени Алексеева (ЦКБ) Сергея Платонова на данный момент учреждение работает над созданием сразу двух моделей крупных экранопланов, которые смогут осуществлять перевозку пассажиров.Платонов сообщил, что сотрудники ЦКБ проектирует экранопланы ..
2013-09-14 2785 0 Авиация
1
Украинец предложил способ спасения пассажиров самолета
Киевский инженер Владимир Татаренко разработал и запатентовал способ спасения пассажиров из кабины падающего самолета с помощью выброса специальной капсулы. Об этом рассказывает издание TJ. По задумке Татаренко, капсула с пассажирами крепится к фюзеляжу саморазъемными элементами. В случае аварии ..
2015-11-04 2901 0 Авиация
1
Каспийский монстр: возвращение
Москва ведет опытно-конструкторские работы по созданию нового поколения экранопланов - гибридов корабля и самолета, когда-то наводивших ужас на американских военных. Они могут снова появиться на вооружении Военно-морского флота. Об этом сообщил на совместном заседании экспертного совета при комитете Госдумы ..
2014-10-28 13782 0 Авиация
3
Экранопланы: скорость, всесезонность, безопасность
«Возможно, программа модернизации Вооруженных сил даст импульс к созданию боевых и транспортных экранопланов, а уже на их основе – к реализации гражданских проектов», – рассказал газете ВЗГЛЯД бывший вице-президент ЗАО «Арктическая торгово-транспортная компания» Геннадий Даниелян, говоря о необходимости возрождения производства ..
2012-03-24 3948 8 Авиация
0
EASA проверит микротрещины на крыльях A380
Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) займется проверкой микротрещин, выявленных на крыльях трети флота A380, сообщил источник в авиастроительной компании, пишет Le Monde в пятницу. Эти проверки должны будут коснуться авиакомпаний Singapore Airlines, Emirates и Air France-KLM. В ближайшие ..
2012-01-20 2800 2 Авиация
0
Каспийские монстры еще вернутся
Россия еще способна создавать уникальные экранопланы, но Минобороны РФ они, оказывается, не нужны.Недавно в нашей стране прозвучало несколько заявлений, которые свидетельствуют о том, что интерес к такой перспективной отрасли как экранопланостроение на государственном уровне до сих пор высок.20 января вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил ..
2012-01-31 2506 0 Авиация
0
Омские умельцы преодолели законы физики
В небо над Омском могут подняться квадролеты. Идею летающих устройств с четырьмя винтами разработчики представили в Москве, на форуме "Открытые инновации". И теперь, вернувшись домой, готовы продвигать ее в жизнь. Источник: vesti.ru ..
2012-11-13 2589 0 Авиация
0
Россия создала оригинальный турбореактивный двигатель
В России завершена разработка малоразмерного турбореактивного двигателя Reynolds для беспилотной авиации сверхлегкого класса, сообщили «Mil.Press Военное» в конструкторском бюро «Рейнольдс».«Сделав ставку на оригинальную конструкторскую идею, мы близки к тому, чтобы установить новый стандарт одновальных малоразмерных двигателей ..
2018-04-09 17359 0 Авиация
0
Самолеты стали подвластны законам эволюции
Эволюция — это универсальный закон природы, и работает он также в сферах физики и технологии. Американские ученые представили модель эволюции гражданской авиации, от транспортника 1930-х Douglas DC-3 до гигантских Боингов 777 и 747. Результаты исследования представлены на страницах журнала Journal of Applied ..
2014-07-23 3180 0 Авиация
0
Австрийский парашютист собирается преодолеть скорость звука
Спортсмен из Австрии Феликс Баумгартнер может стать первым человеком в мире, кто превысит скорость звука, находясь при этом в свободном падении, а не за штурвалом самолета. Предшественник парашютиста 20 лет готовился к установлению подобного рекорда, но у него ничего не вышло, сообщает британская телерадиокомпания ..
2012-02-8 2327 0 Авиация
0
Рогозин призывает вытеснить с рынка РФ импортную авиатехнику
Авиакомпании должны попросить промышленников построить такие самолеты, какие им нужны, отметил вице-премьер. Приоритетной задачей российских властей является вытеснение импортной техники с внутреннего рынка авиаперевозок, заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин, передает РИА «Новости». По его мнению, ..
2012-08-24 2559 4 Авиация
0
100 лет тяжелой авиации. Необыкновенная судьба Сикорского
В 2012 году столетний юбилей отмечает целая отрасль - тяжелая авиация. Родоначальником ее по праву считается выдающийся конструктор Игорь Сикорский - создатель первого в мире четырёхмоторного самолета, получившего название "Русский витязь". "Витязь неба" - так называется фильм о Сикорском, ..
2012-02-17 2873 0 Авиация
0