Небо космонавтов

12 августа 1912 года военное ведомство Российской империи издало приказ о создании первой воздухоплавательной части. Более 50 из 100 лет военная авиация связана с космонавтикой. Из лучших военных летчиков-истребителей был сформирован первый отряд покорителей космоса с кодовым названием ВВС N1. Сегодня те, кто покоряют звездные просторы, так и называются летчики-космонавты.

Десять часов налета перед экспедицией к звездам – такой норматив тренировок. После возвращения с МКС на Землю тоже обязательно поддерживать форму и не давать организму отвыкать от перегрузок.

Двигатели на старт, и в кабине истребителя уже нет авторитетов. Даже космонавт и Герой России должен четко выполнять указания летчика-инструктора.

– К взлету готов.

Так сегодня выглядит один из этапов подготовки любого космонавта – летные тренировки на учебных самолетах Л-39.

"Бочечка пошла. Вот, автомобилистов порадовали", — комментирует полет инструктор.

"Как самочувствие, Миша?" – интересуется инструктор у своего подопечного.

"Полный драйв, Викторыч, Я такого не делал еще", — отвечает летчик-комонавт Михаил Корниенко.

"Мы маковки не посшибаем?" – призывает к аккуратности инструктор.

"Нет. А то я в плане на второй космический полет. Хотелось бы слетать", — шутит космонавт Михаил Корниенко.

Корниенко побывал на МКС в 2010 году. Теперь старается не растерять навыки: приехал полетать на аэродром Чкаловский. Бочка, штопор, мертвая петля. При этом надо следить за приборами, вести радиообмен и навигацию. Потом на орбите это пригодится.

"Это и умение принимать быстрые решения в экстренных ситуациях, что очень важно там, на орбите. Это и, как вы сказали, адаптация к перегрузкам. Потому что на центрифуге нас вертят раз в год. А тут полетал, привык, и организм все вспомнил. Держишь себя все время в тонусе", — поясняет Герой России летчик-космонавт Михаил Корниенко.

Их официальные звания так и звучат – летчики-космонавты. Однако сегодня в отряде ЦПК именно летчики далеко не все: в космонавты идут инженеры, биологи, врачи. Корниенко как раз из тех, кто первый раз сел в истребитель, став кандидатом в космонавты. Хотя страсть к небу – с детства.

"Конечно, профессиональные летчики, которые у нас в отряде, космонавты, они смотрят свысока, когда я рассказываю о своих полетах, потому что я все же не профессионал. Хотя я в свое время поступал в Качинское училище, но по здоровью не прошел, как это ни парадоксально. В космонавты сгодился 25 лет спустя. Тогда конкурс был большой, это понятно. А сейчас мечта сбылась, я летаю", — поясняет летчик-космонавт Михаил Корниенко.

"Летная подготовка – это сродни тренировкам у спортсменов. Если он тренируется в легкой атлетике, значит, он бегает хорошо. Штангист поднимает штангу, гимнаст выполняет упражнения на снарядах, а летчик-космонавт – это профессия техническая, предусматривает во время старта отрыв от Земли, ощущения выхода в невесомость. Организм должен быть готов к этому", — рассказывает заслуженный военный летчик и заместитель начальника авиационного управления ЦПК имени Ю.А. Гагарина Андрей Волошин.

Руки космонавта должны уметь ювелирно управлять летательными аппаратами, в том числе космическим кораблем "Союз". Хотя стыковки сейчас автоматические, но взять на себя управление надо быть готовым. Для этого — полеты строем, сближение истребителей до нескольких метров. Космонавты потом говорят летчикам "спасибо".

"У Салижана Шарипова было так, что при стыковке в автомате на каком-то близком удалении пришлось перейти моментально на ручное управление. Салижан великолепно справился, сильный летчик, как я его помню", — приводит пример Андрей Волошин.

"Самолетную подготовку никто не хочет исключить. Мы понимаем, что создать переменную перегрузку можно и на центрифуге. Но на самолете есть небо, есть земля. Все реально ощущается", — подчеркивает начальник службы авиации Роскосмоса Михаил Ранюк.

Это стало ясно еще в 1960-е, тогда при активном участии Юрия Гагарина и начали формировать авиационный полк для подготовки космонавтов. Говорят, Гагарин даже сам выбирал командира.

"Приходил и мне говорил: ну, какие у тебя трудности? Я говорю: трудности обычные, должны самолеты поставить, а не поставляют. Он: а кто, что? Я ему называл завод, место. Он тут же брал трубку, звонил секретарю обкома и через два дня я получал самолет", — вспоминает помощь первого космонавта своим коллегам Андрей Волошин.

Евгений Иванович Пантелеев командовал эскадрильей с 1967 года. Одним из первых начал летать на невесомость. На специальных Ту-104 впервые смоделировали нулевую гравитацию, чтобы испытывать космическую технику и тренировать первых космонавтов.

"Все говорили, что мы поставим автомат, который будет выполнять эту горку по невесомости. Нам обещали поставить прибор, который будет фиксировать невесомость в кабине. Но я знаю, что сейчас уже на Ил-76 горку выполняют, но прибора такого нет и нет никакого автомата. У нас элементарный был прибор, который и сейчас существует, – это шарик от пинг-понга. Я его вешал и смотрел, когда невесомость", — делится секретами профессиональной космической кухни ветеран авиационного полка Евгений Пантелеев.

Сегодня полет на невесомость для космонавтов, как первое свидание с той средой, в которой предстоит провести долгие месяцы. Для летчиков уникальной лаборатории Ил-76 – это тяжкий труд. Шутка ли: падать с воздушной горки высотой 6 тысяч метров и удерживать гигантскую машину.

"Они пусть не пилотажники, как пилотажная группа "Витязи" или "Стрижи". Но это те летчики, которые летают и на Л-39, и на самолетах Ту-154, Ту-134, на Илах. Это летчики с большим чувством и пониманием ответственности за выполняемую задачу. Они прекрасно понимают кого они перевозят, кого обучают", — подчеркивает Герой России летчик-космонавт Василий Циблиев.

Когда подготовка уже за спиной и впереди две недели до старта, космонавтам остается лишь безаварийно долететь с Чкаловского до Байконура. По традиции, основной и дублирующий экипажи летят на разных самолетах с интервалом в 20 минут. За штурвалом все те же летчики, с которыми космонавты провели в небе десятки часов.

"Полет. Не перебивай, я интервью даю! Сегодня мы выполняем полет по доставке космических экипажей с аэродрома Чкаловский на Байконур. Для доставки каждого экипажа у нас готовится отдельный специальный самолет", — наговаривает на камеру Роман Романенко.

Командир космического экипажа Роман Романенко в Ту-134 как дома. Причем налет у него больше в кабине, чем в салоне.

"Именно за штурвалом этого самолета я летал, лет 6 примерно, — вспоминает Герой России летчик-космонавт Роман Романенко. — Можно прилечь, отдохнуть. Это очень важно для тех космонавтов, которые возвращаются с полета. Они прилетают уставшими, очень долго готовятся к посадке. Около суток уходит на то, чтобы вернуться на Землю. Поэтому очень важно для них иметь такой класс в самолете, чтобы можно было лечь, отдохнуть".

Астронавт Кристофер Хэдфилд, поддавшись любопытству, просится в кабину "тушки". Язык авиации международный, летчик с летчиком быстро находят общие темы.

"Я летчик-истребитель и испытатель всю жизнь. Это хороший самолет, сильный. По-моему, лучше, если мы знаем, как работает самолет. Вы знаете, шаттл был старый и "Союз" – старый, Но знаете, старая идея – это неплохо", — отмечает Кристофер Хэдфилд.

Новая идея в авиации – максимально использовать тренажеры для подготовки. Космонавтов это тоже ждет, но реальные полеты останутся. Более того, для отработки экспедиций к другим планетам вскоре начнутся полеты на винтокрылых машинах.

"Понять, что такое вертикальное снижение, вертикальный подъем, как земля, поверхность смотрится при вертикальных подходах. Перемещения вокруг своей оси, боковые – влево, вправо, боком, хвостом назад. Эти вещи на самолетах невозможны, поэтому мы думаем, что одним из направлений дальнейшей подготовки космонавтов будет полеты на вертолетах", — делится планами начальник авиационного управления ЦПК имени Ю.А. Гагарина Валерий Кислицын.

"Жалоб нет. Самочувствие хорошее. К полету готов", — докладывает летчик-космонавт Андрей Борисенко.

Государственная авиация Роскосмоса к полетам готова. Ждут новые задачи, современная техника. Чистого неба.

Источник: vesti.ru

Комментарии пользователей:
Написал: Николай,
2012-08-26 в 17:0
0
Зима 2012-2013 года в городе Ростове-на-Дону будет очень суровая и холодная минус 55 градусов мороза.
ответить ›


А Вы что думаете?

Вы можете оставлять комментарии анонимно, или войти на сайт через open ID и использовать любой из ваших существующих аккаунтов (Mail.ru, Вконтакте и т.д.).
Ваше имя:
Контрольное число:
Отправка..
Комментарий:
Похожие новости:
Транспортник Ил-476 поднимется в воздух осенью
Первый полет нового военно-транспортного самолета Ил-476 состоится в начале сентября 2012 года, написал в своем твиттере вице-премьер России Дмитрий Рогозин. В июле текущего года генеральный директор "Авиастар-СП" Сергей Дементьев заявил, что самолет уже отправился на летные ..
2012-08-3 2970 1 Авиация
1
Второй самолет Ту-214 совершил первый полет
С аэродрома производственного объединения им. С. П. Горбунова второй самолет Ту-214ОН, разработанный и собранный по специальному проекту «Открытое небо», совершил свой первый полет. Лайнер находился в воздухе около трех часов. Первый испытательный полет совершил экипаж Жуковской летно-испытательной станции ..
2013-12-27 2922 0 Авиация
0
Человек впервые оторвался от земли, взмахивая руками
"Летучий голландец "- так логично вполне заслуженно назвало благодарное человечество голландского инженера Ярно Смитса (Dutch engineer Jarno Smeets), благодаря которому вроде бы сбылась его - человечества - давняя мечта: взмахнуть крыльями, подняться в небо и там летать вольным аистом. ..
2012-03-22 3131 2 Авиация
0
В Англии стал на крыло гибрид велосипеда и параплана
Летающий велосипед бороздит небо над Британией. Двое местных жителей снабдили байк вентилятором, двигателем и парашютом. В результате, как уверяют конструкторы, получилось идеальное транспортное средство. Заново изобретенный велосипед может подняться на высоту более тысячи метров и разогнаться ..
2013-06-19 2203 0 Авиация
0
Самолет-разведчик Ту-214ОН прошел летные испытания
Первый самолет легальной авиаразведки Ту-214ОН «Открытое небо» успешно прошел летно-конструкторские испытания на Казанском авиационном производственном объединении - КАПО имени Горбунова. За время испытание было совершено 24 испытательных полета, в результате которых летчики-испытатели компании «Туполев» дали ..
2011-12-21 3378 1 Авиация
0
В Москве построили высокоскоростной экраноплан-амфибию
Московские конструкторы построили высокоскоростной экраноплан-амфибию "Буревестник-24". Его испытания пройдут в Якутии в 2013 году. Экраноплан грузоподъемностью 3000 килограммов рассчитан на перевозку 24 пассажиров: по воде он может передвигаться со скоростью до 20 километров в час, лететь со скоростью 170-200 километров в час, а в режиме ..
2012-07-13 2713 3 Авиация
0
Boeing предложил превратить потолки самолетов в экраны
Американский авиастроительный концерн Boeing предложил использовать потолок в салоне пассажирских самолетов в качестве экрана. Выводить на потолок изображения можно разными способами: установив на него дисплеи или используя проекторы. По оценке концерна, такое решение позволит облегчить перелеты ..
2016-01-13 2189 0 Авиация
0
Dreamliner может вернуться в небо
Решение о снятии запрета на эксплуатацию самолетов Boeing Dreamliner может быть снято уже в пятницу. Возможно уже в мае "Лайнеры мечты" смогут вернуться в небо. Глава Федерального управления гражданской авиации США (FAA) Майкл Хуэрта уже в пятницу может принять решение о снятии ..
2013-04-19 1980 0 Авиация
0
Омские умельцы преодолели законы физики
В небо над Омском могут подняться квадролеты. Идею летающих устройств с четырьмя винтами разработчики представили в Москве, на форуме "Открытые инновации". И теперь, вернувшись домой, готовы продвигать ее в жизнь. Источник: vesti.ru ..
2012-11-13 2587 0 Авиация
0
Иркутский пенсионер свободное время проводит в небе
Летать, влюбленный в небо житель Иркутска, начал в 59 лет. Теперь ему уже 72 года, но мотопланеризм пенсионер бросать не собирается. Он даже создал новую систему управления полетом без помощи рук.Источник: utro-russia.ru ..
2012-06-4 1893 0 Авиация
0
Возродили легендарный советский штурмовик Ил-2
Машину собирали буквально по винтикам, взяв за основу обломки самолета, которые нашли в Псковской области. И вот теперь, спустя 66 лет после окончания Великой Отечественной, "летающий танк" - так окрестили самолет в годы войны - вновь поднялся в небо.После команды "от винта" самолет ..
2011-10-8 2813 0 Авиация
0
Россия создала оригинальный турбореактивный двигатель
В России завершена разработка малоразмерного турбореактивного двигателя Reynolds для беспилотной авиации сверхлегкого класса, сообщили «Mil.Press Военное» в конструкторском бюро «Рейнольдс».«Сделав ставку на оригинальную конструкторскую идею, мы близки к тому, чтобы установить новый стандарт одновальных малоразмерных двигателей ..
2018-04-09 17354 0 Авиация
0
Добролету разрешили подняться в небо
Авиакомпания «Добролет», дочерний лоукостер крупнейшего российского авиаперевозчика «Аэрофлот», получила сертификат эксплуатанта. Об этом заявил гендиректор компании Виталий Савельев, передает РИА Новости. По его словам, перевозчик начнет полеты в июне. Сейчас в парке авиакомпании находится два самолета Boeing 737-800. ..
2014-05-20 1875 0 Авиация
0
Производитель предостерег Конюхова от использования скафандра "Сокол"
Гендиректор подмосковного предприятия «Звезда» Сергей Поздняков предостерег российского путешественника Федора Конюхова от применения космического скафандра «Сокол», созданного на этом заводе. Об этом в среду, 1 июня, сообщает «Интерфакс».«Использование скафандра, не предназначенного для этих целей (полета на воздушном шаре ..
2016-06-01 1849 0 Авиация
0
Немцы подняли в небо крупный солнечный беспилотник
При размахе крыльев в 23 метра новичок является хотя и не рекордной, но одной из самых больших автономных машин, летающих на энергии солнечного света.Институт робототехники и мехатроники германского аэрокосмического центра при участии ряда компаний, в том числе концерна EADS-Astrium, построил беспилотный самолёт ..
2011-12-3 2468 0 Авиация
0