Мощные крылья для десанта

Мощные крылья для десанта

В этом году в России начинается серийное производство нового тяжелого военно-транспортного самолета Ил-476. Он придет на смену «тяжеловозу» Ил-76, которых с 70-х годов прошлого века в Ташкенте было выпущено почти тысяча единиц.

Ульяновский авиастроительный завод «Авиастар СП» начинает в этом году серийное производство нового тяжелого российского военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А (в просторечии - Ил-476). Об этом на днях заявил агентству «АвиаПорт» генеральный директор «Авиастара» (входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию» - «ОАК») Сергей Дементьев. «Первая машина будет готова в первом полугодии, вторая - до конца года. Кроме того, сейчас проводятся доработки первого летного образца по итогам летно-конструкторских испытаний и первого этапа государственных испытаний (ГСИ). В этом году он будет передан на второй этап ГСИ. Мы перешли на трехлетний бюджет, поэтому детальное понимание у нас есть на горизонт до 2016 года. Рост производства на 2014 год относительно 2013-го в денежном выражении запланирован на 53%. Если говорить именно о программе Ил-76МД-90А, то еще в апреле 2013 года мы приняли решение о порционном запуске самолето-комплектов. Сейчас заложено до 10 самолето-комплектов, в 2014 году добавим еще шесть. Если же говорить о сборке, то в 2015 году нам предстоит сдать три самолета, в 2016 году - уже шесть машин. ОАО "ОАК" ставит задачу выхода на производство 18 самолетов в год» - заявил он.

Из Ташкента в Ульяновск

Самолет Ил-76, разработанный в КБ Ильюшина в конце 60-х годов прошлого века, думаю, представлять особо не надо. Особую эффективность этот военный транспортник показал во время войны в Афганистане, когда за весь период боевых действий в этой стране было потеряно всего лишь две машины. Эти самолеты стоят на вооружение в России и во всех других странах постсоветского пространства, в Алжире, Индии, Иране, Ираке, Ливии, Сирии, Китае и т.д. С середины 70-х годов прошлого века на Ташкентском авиационном производственном объединении им.Чкалова (ТАПОиЧ, Узбекистан) было построено почти тысяча этих замечательных машин.

Однако, происходящие в постсоветское время в Узбекистане процессы не позволили продолжить производство Ил-76 на ТАПОиЧ (ташкентское предприятие, находящееся под контролем правительства этой страны, например, фактически аннулировало выполнение подписанного в 2005 году контракта между Россией и Китаем по поставке в Поднебесную 38 Ил-76 и четырех дальних самолетов-заправщиков Ил-78). И в 2006 году российские власти решили перенести производство тяжелых военно-транспортных самолетов на российскую площадку - в Ульяновск, на завод «Авиастар СП».

Ульяновский завод был построен для производства самых тяжелых в мире воздушных грузовиков - самолетов Ан-124 «Руслан». И в советское время на этом производственном комплексе работало 40 тыс человек. К моменту начала работы над новым российским транспортником «Авиастар» насчитывал не более 4 тыс сотрудников. Поэтому, с одной стороны, на предприятии развернулась программа масштабной модернизации по его выводу на новые технологии (например, полная оцифровка чертежей), с другой - начался интенсивный набор и подготовка персонала. Завод, например, рассчитывает на то, что в этом году к нему приедут вместе с семьями 200 специалистов-авиастроителей из Узбекистана и Украины. Первые 8 из них в прошлом году уже приехали из Ташкента в Ульяновск. Три новых специальности по авиационному профилю открыто в Ульяновском государственном университете. Действует хорошая программа по обучению рабочим специальностям. «Если в 2009 году мы приняли 500 учеников, но осталось только 50 человек, то теперь при наборе 300 человек текучесть всего 5%. Это показывает, что мы на правильном пути» - убежден глава «Авиастара» Сергей Дементьев.

Поэтому перевод производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск, очевидно, можно признать состоявшимся. И удачно состоявшимся. Но это только полдела. Вторая половина - это сам самолет, который по праву можно считать новой гордостью российских авиационных конструкторов.

Мощность и эффективность

Первый летный экземпляр Ил-476 выкатился на летное поле из цехов «Авиастара» летом 2012 года. В конце прошлого года машина закончила первый этап государственных совместных испытаний, что дает право ОАК начинать производство установочной партии самолета и его модификаций.

Фактически, от «старого» Ил-76 в Ил-76МД-90А остались только обводы. Новое крыло, состоящее из цельных панелей (у старой машины был разъем посередине), усиленное шасси, новые двигатели пермского производства дали возможность на 20 тонн - до 210 тонн, увеличить максимальную взлетную массу самолета и с 48 до 60 тонн увеличить максимальную полезную нагрузку. За счет того, что двигатели ПС-90А-76 экономичней своих предшественников на 12%, дальность полета с грузом 52 тонны возросла с 4000 км до 5000 км. Большая тяга двигателей позволила также улучшить взлетно-посадочные характеристики: длина разбега с максимальной взлетной массой сократилась с 1750 до 1600 м. На более современную заменена вспомогательная силовая установка. Летный ресурс машины - 35 лет с возможностью продления до 45 лет.

Аналоговый пилотажно-навигационный комплекс «Купол-II» заменен на цифровой «Купол - III - 76М (А). Также на цифру заменена система автоматического управления. Вместо традиционных электромеханических приборов в кабине экипажа теперь применяется комплексная система электронной индикации и сигнализации, включающая в себя многофункциональные жидкокристаллические индикаторы. Не обошлось, естественно, и без современной спутниковой навигационной системы.

При этом Ил-476 сохранил основные оперативные возможности своего предшественника, в том числе способность взлетать и садиться в тяжелых климатических условиях при отсутствии наземной навигационной поддержки на грунтовые полосах.

Крейсерская скорость машины - 780-850 километров в час. Она способна брать на борт 126 десантников, конвертироваться в передвижной госпиталь или служить средством доставки различных грузов.

Ил-76МД-90А также станет базой для нового воздушного заправщика, который будет обеспечивать стратегическую и тактическую авиацию российских ВВС, и, в перспективе, заменит существующий парк заправщиков Ил-78А. Кроме того Ил-76МД-90А послужит платформой для перспективных самолетов специального назначения, которые разрабатывает ТАНТК им. Бериева.

Оглядываясь вокруг

Начало в России серийного производства Ил-476 и события последних месяцев на Украине, похоже, поставят точку на перспективах создания в нашей стране совместного российско-украинского производства самолета Ан-70. В качестве «посадочной площадки» для изделия КБ Антонова в свое время рассматривались и ВАСО, и КАПО. Но вопрос даже не в том, что последние версии Ан-70 уже обладают грузоподъемностью 47 тонн. Все-таки Ил-476 и Ан-70 - это разные самолеты, предназначенные для решения немного разных задач. Но пока россияне и украинцы почти 20 лет (первый Ан-70 совершил полет еще в 1994 году) спорили на тему совместного выпуска этой машины, европейский концерн Airbus уже начал серийное производство военно-транспортного самолета А400М, который удивительнейшим образом похож на Ан-70. Его единственное отличие, по сути, от изделия украинского авиастроительного завода «Авиант» - более слабые двигатели, которые поднимают в воздух 37 тонн груза. И зачем после этого России организовывать у себя производство самолета, «клон» которого стоит на вооружении вероятного противника?

Впрочем, украинские авиастроители в последние годы отличились и на другом «фронте» - азиатском. В январе прошлого года, по сообщению китайской газеты «Жэньминь жибао», впервые поднялся в воздух китайский тяжелый военно-транспортный самолет Y-20. «Успешный первый полет Y-20 крайне важен для укрепления экономики и национальной обороны Китая, а также для расширения возможностей в области гуманитарных акций и быстрого реагирования в случае чрезвычайных происшествий», - сообщило тогда Министерство обороны КНР. Внешне самолет, судя по продемонстрированным фотографиям, похож на российский Ил-76, который является основой военно-транспортной авиации Китая. Однако, по утверждениям американских средств массовой информации, в работе над этим проектом, в частности, над крыльями китайского тяжелого транспортника, принимали участие конструкторы самолетов из Украины.

Про время начала серийного производства Y-20 пока ничего не сообщалось. Но ближайший конкурент Ил-476 - американский самолет C-17 Globemaster III производства компании Boeing, уже стоит на вооружении как минимум семи стран: США, Австралии, Великобритании, Канады, Катара, ОАЭ, Кувейта. Осенью прошлого года к ним присоединился и традиционный покупатель российских военных самолетов - Индия, которая заключила контракт на покупку 10 C-17 Globemaster III. И эта ситуация, конечно, требует ускорения серийного производства нового тяжелого российского военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А.

Newsland.ru

Похожие новости:
Человек впервые оторвался от земли, взмахивая руками
"Летучий голландец "- так логично вполне заслуженно назвало благодарное человечество голландского инженера Ярно Смитса (Dutch engineer Jarno Smeets), благодаря которому вроде бы сбылась его - человечества - давняя мечта: взмахнуть крыльями, подняться в небо и там летать вольным аистом. ..
2012-03-22 2413 2 Авиация
0
Инженеры заинтересовались воздушной акробатикой голубей
Две группы ученых установили, как именно голубям удается поворачивать в воздухе и преодолевать узкие препятствия на своем пути. Результаты исследований были представлены на конференции Общества интегративной и сравнительной биологии, их краткий пересказ приводит ScienceNow. В первом исследовании ученые выставляли на пути птиц ..
2013-01-9 1409 0 Авиация
0
Потрясающий дизайн для нового самолета Boeing
Они сжигают половину топлива и выделяют половину парниковых газов. Они также стали более вместительными, быстрыми, удобными и, безусловно, безопасными. Пассажирский самолет будущего - в соответствии с заявлением НАСА - может стать таким уже в 2025 году, сообщает “Новый Обзор“. Смотрите новые ..
2012-02-15 2299 0 Авиация
0
В Boeing сделали самолет со складными крыльями
Пассажирские самолеты постоянно увеличиваются в размерах, что позволяет перевозить больше людей и экономить на перелете. Однако не все аэропорты способны принимать большие авиалайнеры. Компания Boeing нашла решение этой проблемы, предложив 777-9x со складываемыми крыльями. Новый самолет Boeing 777-9x ..
2015-09-14 2456 0 Авиация
-1
Sukhoi Superjet 100 получит новые крылья
Удлиненная версия лайнера Sukhoi Superjet 100 Stretched Version получит новые крылья. Об этом сообщил президент компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) Илья Тарасенко, передает ТАСС.«В нем (SSJ-100 Stretched Version) будем применять совершенно новое крыло ..
2016-07-15 1878 0 Авиация
0
Икар нашего времени: фантастические возможности аппарата
Швейцарец Ив Росси, создатель уникального реактивного крыла, продолжает совершенствовать свои и без того сложные воздушные трюки. На этот раз бывший военный пилот продемонстрировал возможности своего аппарата, присоединившись к строю боевых истребителей. Росси выполнил несколько фигур высшего пилотажа ..
2011-11-27 2193 0 Авиация
0
Робот освоил полёт стрекозы
Германская компания Festo продемонстрировала свою последнюю разработку — БПЛА BionicOpter, пытающийся воспроизвести полёт стрекозы. От «головы» до хвоста робот имеет 44 см, а размах крыльев и вовсе равен 63 см. Конечно, среди современных стрекоз таких гигантов нет, ..
2013-04-3 1638 0 Авиация
0
«Ильюшин» пообещал выпустить увеличенную версию самолета Ил-76
В «Авиационном комплексе Ильюшина» рассматривают возможность создания увеличенной версии военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А с учетом опыта постройки самолетов Ил-76МФ. Об этом сообщил советник гендиректора компании по науке Генрих Новожилов, передает ТАСС.По словам Новожилова, длина грузовой ..
2016-03-28 1874 0 Авиация
1
В Израиле создали беспилотник размером с бабочку
Как пишет Flightglobal — компания Israel Aerospace Industries (IAI) занимается разработкой миниатюрного беспилотного летательного аппарата-»бабочки», аппарат весит всего несколько граммов и может находиться в воздухе 20 минут. Летает он, правда, пока не как бабочка, а как стрекоза — взмахивая четырьмя ..
2013-01-16 2110 0 Авиация
0
Пилоты транспортников Ил-76 смогут видеть в темноте
Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального штаба Вооруженных сил России планирует оснастить приборами ночного видения пилотов военно-транспортных самолетов Ил-76, привлекаемых для перевозки спецназа. Об этом в четверг, 31 января, пишет газета «Известия» со ссылкой на источник в Генштабе. По словам ..
2013-01-31 1610 0 Авиация
0
100 лет назад актёр театра Глеб Котельников изобрел парашют
100 лет назад театральный актёр Глеб Котельников спустил человечество с небес на землю. Он изобрёл парашют. А подтолкнула его к этому тонкая душевная организация и впечатлительность - он стал свидетелем авиатрагедии. В небе болтаются толпы бездельников, что ж ты наделал, товарищ Котельников. Эта присказка парашютистов, пожалуй, ..
2011-11-10 2113 0 Авиация
0
ВВС США приняли на вооружение транспортники Super Galaxy
Модернизированные американские стратегические военно-транспортные самолеты C-5M Super Galaxy получили статус начальной операционной готовности, сообщает Jane's. Официальному принятию на вооружение ВВС США этого типа самолетов предшествовали квалификационные, операционные и оценочные испытания. К настоящему времени военные получили ..
2014-02-27 2666 0 Авиация
0
Airbus представила A350 XWB на авиасалоне Ле-Бурже
Компания Airbus в пятницу на парижском авиасалоне Ле-Бурже удивила общественность, представив прототип модели самолета Airbus A350 XWB. Авиалайнер сделал тестовый полет на аэропортом Ле-Бурже. Этот полет был третьим случаем, когда прототип модели Airbus A350 ..
2013-06-24 1966 0 Авиация
0
Найден способ устанавливать винглеты на любые крылья
Американская компания Tamarack Aerospace Group разработала способ установки эродинамических законцовок (винглетов) практически на любое крыло. Как пишет Aviation Week, компания предложила устанавливать на крыло помимо самих винглетов автоматически управляемую аэродинамическую плоскость, подобную элерону. Благодаря ей крыло ..
2016-01-25 2438 0 Авиация
1
ИЛ-76 будет оснащён лазером
Таганрогский НТК им. Бериева на сайте госзакупок разместил заказ на выполнение части ОКР по эргономическому оснащению разработки самолёта А-60СЭ. Под этим шифром с советских времён скрывается летающая лаборатория – носитель лазерного оружия, предназначенного для борьбы со спутниками-шпионами. Об этом сообщает Российская газета. «Разработка ..
2015-09-19 1736 0 Авиация
-1