Первые "ё-мобили", разрабатываемые компанией "ё-АВТО" при поддержке миллиардера Михаила Прохорова, могут появиться на рынке с опозданием на два, а то и два с половиной года. В понедельник, 3 сентября, стало известно о том, что генеральный директор "ё-АВТО" Андрей Бирюков не справился с обязанностями и вскоре покинет свой пост.
В условиях, когда отечественный автопром находится в кризисе, а российский рынок захватывают собранные в России же иномарки, идея создания "ё-мобилей" казалась чем-то из области фантастики. Проект стартовал в 2010 году, а уже к концу 2012 года компании "Онэксим" и "Яровит Моторс" планировали запустить в Санкт-Петербурге первый завод по сборке "ё-мобилей" мощностью свыше 40 тысяч машин в год.
Первые прототипы "ё-мобилей" появились в 2011 году. В линейке были представлены три типа кузова: кроссовер, фургон и пятидверный хэтчбек (от последнего впоследствии было решено отказаться). Автомобили по сути стали синонимом понятия "инновация" (столь любимого Дмитрием Медведевым в годы его президентства): их корпус предполагалось делать из относительно дешевых, но прочных полимеров, а расход топлива не должен был превышать четырех литров на 100 километров благодаря использованию гибридной силовой установки. Кроме того, автомобили планировалось поставлять с интегрированной системой навигации GPS/ГЛОНАСС, кондиционером и полным комплектом систем безопасности. И все это по цене меньше полумиллиона рублей.
Проект сразу привлек внимание общественности, и в адрес разработчиков посыпались тысячи вопросов о его жизнеспособности. Людей интересовало буквально все: справятся ли машины с сибирскими морозами, хватит ли полимерному кузову прочности, как быть с техническим обслуживанием и ремонтом "ё-мобилей". И все подобные сомнения представители "ё-АВТО" с легкостью развеивали увесистыми аргументами. Машину обещали сделать простой, надежной, современной и максимально доступной. На сегодняшний день на официальном сайте "ё-АВТО" оставлено свыше 196 тысяч заявок на покупку "ё-мобилей".
Однако мечты о покорении российских дорог на новых "ё-мобилях" прогрессивным автолюбителям, похоже, придется отложить. Как пишет "РБК daily" со ссылкой на свои источники, руководители проекта "ё-АВТО" остались недовольны результатами работы генерального директора компании Андрея Бирюкова, предложив ему уйти в отставку. Сообщения о возможном уходе с поста Бирюков подтвердил агентству "Интерфакс". По его словам, руководство проектом на себя временно возьмет главный конструктор "ё-мобилей" Андрей Гинзбург. Сам Бирюков останется в проекте как соинвестор.
По словам источника "РБК", причиной скорого ухода Бирюкова стали задержки в разработке отдельных компонентов автомобилей. Так, иностранные подрядчики сорвали сроки разработки кузовов "ё-мобилей". В результате заказ пришлось отдать российским специалистам. Последние с заданием справились, но общие сроки выпуска автомобилей пришлось существенно сдвинуть.
Предположения о том, что проект "ё-мобиля" разрабатывался исключительно для продвижения фигуры Михаила Прохорова в СМИ, Бирюков в интервью "Интерфаксу" опроверг. По его словам, смена руководства компании на планах по выпуску машин не отразится, а Прохоров финансирование проекта не прекращал.
К слову, по состоянию на июнь 2012 года в "ё-мобили" было вложено свыше 80 миллионов евро. В общей сложности на две очереди завода планировалось потратить 260 миллионов евро. Кроме того, выпуск "ё-мобилей" помимо Санкт-Петербурга планировалось наладить и во Вьетнаме. Однако о степени реализации заграничных амбиций "ё-АВТО" пока ничего не известно.
В начале 2011 года в ходе онлайн-конференции на сайте "Ленты.ру" Андрей Бирюков утверждал, что возглавляемая им компания полностью уверена в успехе "ё-мобилей" и на российском рынке планирует конкурировать не с "АвтоВАЗом", а с иномарками. Тем временем на главном российском автомобильном предприятии произошли кардинальные перемены: тольяттинский завод перешел под контроль альянса Renault-Nissan, разработал программу модернизации производства и повышения качества, а главное - обзавелся новым шеф-дизайнером в лице Стива Маттина, работавшего ранее на Mercedes и Volvo.
За 2012 год "АвтоВАЗ" окончательно отказался от производства "классики" (автомобилей Lada-2107 и Lada-2104), наладил выпуск двух новых моделей (Lada Granta и Lada Largus) и провел достойный рестайлинг своей самой популярной модели Lada Kalina. В конце августа в рамках Московского международного автосалона ММАС-2012 компания представила сразу несколько новинок, включая Lada Granta с автоматической коробкой передач, электрокар El Lada (который будет использоваться в Ставрополье в качестве такси), а также концепт-кар Lada XRAY, внешность которого ляжет в основу облика будущих поколений тольяттинских автомобилей. К 2016 году волжский завод обещал представить второе поколение своего флагмана Lada Priora, а еще через год - новый внедорожник, который придет на смену "Ниве".
Впрочем, для "ё-АВТО" сейчас важны не столько успехи потенциального конкурента в лице "АвтоВАЗа", сколько собственная репутация, которую компания теряет, не успев толком заработать. Одно можно сказать наверняка уже сейчас: "ё-АВТО" из "российского чуда" превратилась в обычный российский проект со свойственными ему недостатками. Остается надеяться, что столь "инновационная" затея, пусть и с запозданием, но все же порадует российских автолюбителей.
Источник: lenta.ru