Российские конструкторы предложили Минобороны поучаствовать в создании летающих машин. Их производство могут наладить в Татарстане и Дагестане.
Попытки создать гибрид самолета и автомобиля предпринимали еще в начале прошлого века, причем были как предложения приспособить самолет под автомобиль, так и наоборот - автомобиль под самолет.
Строителем первого в мире летающего автомобиля принято считать американца Глена Кертиса (Glenn Curtiss). Его автоплан (Curtiss Autoplane) появился в 1916 году, а первые испытания прошли спустя год. Летающая машина Кертиса была рассчитана на троих пассажиров, размах ее трехуровневых крыльев, сделанных их алюминиевых сплавов, достигал 12,2 м. В передней части корпуса находился самолетный двигатель мощностью 100 л.с., который приводил задние колеса в движение через коробку передач и карданный вал.
Автоплан совершил несколько коротких прыжков, но так ни разу и не взлетел по-настоящему. Впрочем, к достижениям первого летающего автомобиля можно отнести хотя бы то, что никто не погиб при его испытаниях, в отличие от испытаний последующих прототипов летающих автомобилей.
В 1920-х годах идеей летающего автомобиля заинтересовался известный американский автопромышленник Генри Форд. Он решил создать "маленький летающий дешевый автомобиль" - Flying Flivver. Однако испытательный полет этого автомобиля в 1926 году закончился катастрофой и гибелью пилота, после чего от идеи отказались.
Первой успешной моделью летающего автомобиля называют "Стрелобиль" (Arrowbile) Вальдо Ватермана (Waldo Waterman). Его испытания состоялись в 1937 году в Калифорнии. Двухместный, трехколесный гибрид самолета и автомобиля Studebaker мог разгоняться до 110 км/час на земле и до 200 км/час в воздухе. Машина была оснащена обычным двигателем Studebaker на 100 л.с., а на приборной панели находились компас, высотомер и индикатор летной скорости. Предполагалось, что "Стрелобили" будут продаваться без крыльев - так он регистрировался как мотоцикл, а крылья можно будет брать в аренду и прицеплять на аэродромах. Всего было построено шесть экземпляров "Стрелобиля", однако затем компания Studebaker прекратила финансирование, ссылаясь на чрезмерные затраты, не оправданные результатом.
В 1940 году за проект летающего автомобиля ConvAirCar взялась компания Consolidated-Vultee (Convair). Испытания двухдверного седана со съемной самолетной частью начались в 1947 году. В первый раз аэрокар пролетал час и показал, что на 72 км расходует 5 литров горючего. Convair уже собралась запускать автомобиль в серию или продать военным, но во время третьего полета произошла катастрофа, которая и похоронила проект.
Следующим за создание "Аэрофибии" (Airphibian) решил взяться Роберт Фултон (Robert Fulton) - дальний родственник изобретателя паровой машины. Решив, что крепить автомобиль к самолету не совсем разумно, он предложил приспособить к дороге самолет. При необходимости крылья и секция хвоста самолета снимались, а пропеллер складывался внутри фюзеляжа.
В 1946 году "Аэрофибия" стала первым в мире летающим автомобилем, получившим сертификат Управления гражданской авиации США. Однако, несмотря на очевидный успех летающей машины, Фултону не удалось найти деньги, чтобы довести ее до массового производства.
Одним из самых известных представителей летающих автомобилей является "Аэрокар" (Aerocar) Молта Тейлора. Вдохновившись моделью "Аэрофибии" Фултона, изобретатель также сделал съемные хвост, крылья и пропеллер, однако предложил грузить их в буксируемый автомобилем прицеп. Первый "Аэрокар" появился на свет в 1949 году, и с того времени было сделано немало попыток запустить автомобиль в серийное производства, но все они, по тем или иным причинам, так и не были успешными.
Следующие две попытки создать летающий автомобиль оказались трагичными – в 1973 году разбился созданный на базе автомобиля Ford Pinto "Мицар" Генри Смолинского, а в 1974 году - Roadable Леланда Брайана. Оба изобретателя погибли в своих аппаратах.
В том же 1974 году летающую машину начал создавать Пол Моллер. В отличие от своих предшественников изобретатель решил не делать в автомобиле никаких отцепляющихся частей и, более того, решил создать аппарат с вертикальным взлетом и посадкой. По заявлению автора, его "Скайкар" должен подниматься на высоту более 10 км и развивать в полете скорость более 500 км/ч. Однако пока "Скайкар" прошел только очень ограниченные летные испытания на небольшой высоте, будучи привязан при этом страховочным тросом к подъемному крану. Впрочем, даже отсутствие сертификата FAA (Федерального авиационного агентства США) не помешало Моллеру начать прием предварительных заказов на свой летательный аппарат. Заявленная цена "Скайкара" - $995 тыс.
Одним из проектов летающих автомобилей заинтересовалась армия США. Специальная разработка, получившая название AVX Aircar, представляет собой четырехместный внедорожник-вертолет, оснащенный двумя складными винтами соосной системы, а также двумя хвостовыми винтами в кольцевых обтекателях и имеет колеса большого диаметра. AVX Aircar способен разгоняться по дороге до 130 км/ч или лететь со скоростью 225 км/ч. Как заявляет производитель, переход между режимами занимает менее минуты (основной операцией при этом является складывание лопастей). Aircar может садиться и на бездорожье. Грузоподъемность нового транспортного средства составляет 470 кг, дальность полета на одном баке топлива превышает 460 км, высота полета - до 3 км.
Несмотря на то, что некоторые из созданных летательных аппаратов даже более-менее успешно летали, задача создания полноценного летающего автомобиля до сих пор не решена. Наиболее близка к решению оказалась американская компания Terrafugia, создавшая гибрид самолета и машины. Складные крылья позволяют гибриду перемещаться по дорогам, не нарушая законов - недавние тесты позволили новинке получить официальное одобрение от Национального управления безопасности дорожного движения и Федерального управления авиации США.
Разработкой аппарата, названного Transition, занималась группа инженеров из Массачусетского технологического университета. В марте 2009 года автомобиль прошел первые успешные летные испытания. Официально Transition классифицируется как спортивный самолет - гибрид оснащен различной авионикой и средствами связи, а также парашютом, который в случае необходимости спасет весь аппарат. А в качестве автомобиля Transition снабжен необходимой светотехникой, защитой кабины, рулевой колонкой, подушками безопасности и пр. Базовая стоимость аппарата - $279 тыс., компания также принимает заказы на его изготовление.
Показывает хорошие результаты и еще один американский проект X-Plane VTOL (vertical take off and landing experimental plane). В нем принимают участие команды Массачусетского университета, NASA и другие организации.
Свои разработки летающих автомобилей ведут и в России. Например, реализуется отечественный проект AVTOL (aircraft vertical take of landing). Так, его конструкторы уверены, что аппарат AVTOL1 должен обладать мощностью для развития сверхзвуковой скорости. А автомобиль под маркой AVTOL2 должен развивать скорость до 800 км/час. Обе разработки уже запатентованы в Роспатенте.
Этими проектами заинтересовались в российских силовых ведомствах. В настоящее время разработчики ведут переговоры по проектам AVTOL1, AVTOL2 с научным подразделением Минобороны России.
Кстати, в рамках американской программы X-Plane VTOL (бюджет первой стадии 140 млн долларов), реализуемой под эгидой управления перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA), прототип летающего автомобиля 700 км/час еще не достиг.
Еще один воздушный автомобиль AVTOL-3 российские конструкторы пытаются сделать многофункциональным и универсальным - для использования в гражданских целях. По своим функциям аппарат будет похож на автомобиль, и его скорость не будет превышать 400 км/час. Основанная задача, которую намерены решить конструкторы, - создать управление, способное поднимать машину с любой поверхности, будь то песок, пашня или вода.
Предсерийная стоимость гражданских воздушных автомобилей составит 3 млн рублей, серийная - 1,5 млн рублей. Результаты летных испытаний опытного образца станут известны в августе 2015 года. Пока же разработчики ищут площадку для производства летающих автомобилей. В настоящее время для сборки автомобилей нового поколения рассматривают два региона России - Татарстан и Дагестан.