Если в авиации автопилот применяется уже не одно десятилетие, то почему бы не повысить безопасность и экологичность современного автотранспорта за счет применения аналогичных систем?
Помнится, в фильме "Я, робот", события которого происходят примерно в 2035 году, автономный и самоуправляемый транспорт распространен повсеместно. Фильм, как известно, фантастический, и до таких же беспилотных автомобилей нам пока далеко. Тем не менее, ряд наработок, из продемонстрированных широкой общественности на недавно состоявшихся выставках CES-2013 и Detroit Motor Show, позволяют предполагать, что соответствующие технологические решения для беспилотного автотранспорта уже доступны.
К примеру, в этом году в рамках CES компания Toyota анонсировала модель Lexus LS, в которой реализована технология получения и обработки информации об удаленных объектах с помощью активных оптических систем (LIDAR) в сочетании со стереокамерами, измеряющими расстояния и фиксирующими изменения в окружающем автомобиль пространстве. В настоящее время Lexus LS проходит испытания на специально построенном полигоне в реальных условиях вождения. В отличие от Toyota, которая фактически адаптирует серийный автомобиль под беспилотный, специалисты немецкой Audi пошли еще дальше и разработали отдельный прототип, оснастив его новым лазерным датчиком, достаточно компактным, чтобы поместиться под решеткой радиатора авто. Собственные проекты в данной области активно развиваю также компании Daimler и Nissan.
Идея самостоятельного автомобиля, разумеется, не нова: впервые машину с автоматизированной системой управления для движения по шоссе представила посетителям Всемирной выставки компания General Motors в 1939 году. И хотя в том виде технологию трудно было назвать завершенной, система радиоуправления представленного прототипа действительно способна была некоторое время вести автомобиль, постоянно контролируя расстояние до впереди идущего транспортного средства. А к 1958 году изделие GM уже умело проезжать до 1.5 км без помощи водителя.
С тех пор многие компании-производители перманентно создают и тестируют всевозможные самоуправляемые транспортные средства в различных условиях эксплуатации. Один из наиболее перспективных проектов в настоящее время реализует Volvo. В 2011 году компания при поддержке Еврокомиссии занялась разработкой SARTRE - полуавтономных автопоездов, безопасных для окружающей среды. Система, которую сами разработчики называют "караван", позволяет одному водителю посредством встроенных датчиков управлять целой колонной автомобилей. Во время последних испытаний такой автопоезд, состоящий из четырех машин, находящихся на расстоянии около 6 метров друг от друга, передвигался со скоростью до 90 км/ч. При этом управлял движением всех автомобилей только водитель головной машины, а остальные буквально копались в своих iPad.
Не менее энергично в области создания беспилотных автомобилей работает также американская компания Google. Уже более двух лет интернет-гигант тестирует сразу 7 беспилотных Toyota Prius, оснащенных бортовыми радарами и системой ориентации LIDAR, функционирующих в сочетании с сервисом Google Street View. По данным Google, все семь экспериментальных автомобилей уже прошли почти по 500 тыс. километров без единого ДТП, при том не только на автодромах, но также на городских улицах, включая такие трудные для вождения участки как Lombard Street и мост через пролив Золотые Ворота в Сан-Фрациско.
Как не трудно заметить, разница в подходах к воплощению идеи самоуправляемого автомобиля во многом обусловлена различными целями, которые ставят перед собой компании-разработчики. Функцию автопилота в новом Leaf Nissan собирается использовать скорее как средство повышения безопасности вождения, нежели как замену водителя. Автоматика сможет быстрее отреагировать на внезапное появление перед автомобилем, к примеру, пешехода, что позволит избежать ДТП. Подобная система, являющаяся, по сути, усовершенствованной версией круиз-контроля, уже применяется на некоторых моделях Mercedes для управляемой остановки автомобиля в случае внезапного торможения следующего впереди транспортного средства.
Инженеры Google, в свою очередь, работают над вариантами полной автоматизации процесса вождения, во время которого автомобиль может полностью обходится без водителя. Успехи Google, тем не менее, далеко не все считают безопасными. Для большинства автопроизводителей идея полного отстранения человека от управления транспортным средством выглядит шокирующей, потому известные автобренды пока предпочитают крайнюю осторожность во всем, что касается публичных высказываний по данному вопросу. Демонстрируя Lexus LS на CES, представитель компании Toyota отметил, что автомобиль "может ездить самостоятельно, однако мы ему не позволим". Как известно, для Lexus LS разрабатывается так называемый "виртуальный пилот" - электронная система для мониторинга поведения водителя за рулем.
Что же касается безопасности беспилотных автомобилей, то, как бы это странно не звучало, именно она, по мнению экспертов, станет основным коммерческим преимуществом самоуправляемого транспорта, в особенности в развивающихся странах, где уровень смертности на дорогах чрезвычайно высок. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в ДТП гибнет более 1.2 млн. человек, и еще в среднем 50 млн попадают в больницы с травмами различной степени тяжести. В соответствии же с данными Международной организации по предотвращению несчастных случаев на дорогах, причиной более 90% всех ДТП является человеческий фактор.
Теория массовой эксплуатации беспилотных автомобилей предполагает использование систем навигации и ориентации каждого отдельного транспортного средства в сочетании с облачными системами обработки данных, благодаря чему любой автомобиль будет не только отслеживать изменения в окружающем его пространстве, но и обмениваться информацией с другими авто, в то время как мониторить и регулировать транспортные потоки будут стационарные датчики, установленные на дорогах. Таким образом, влияние человеческого фактора на безопасность существенно снизится. К слову, несколько дней назад компании Cisco и NXP Semiconductor объявили о совместном решении инвестировать в австралийскую фирму Cohda Wireless, специализирующуюся как раз на разработке коммуникационного оборудования для транспортных средств. Так что, в данном направлении работы тоже ведутся.
В целом же нынешние проекты в области самоуправляемого автотранспорта - это только первый шаг. К примеру, в американских штатах Невада, Флорида и Калифорния уже приняты законы, разрешающие использование беспилотных автомобилей, что фактически дает зеленый свет их массовому производству и коммерциализации.
Источник: gadgetstyle.com.ua