Поезда начали отвоевывать рынок у автомобилей и самолетов

Поезда начали отвоевывать рынок у автомобилей и самолетов

К концу XX века многие заговорили об упадке железнодорожного сообщения, вытесняемого более популярными видами транспорта, прежде всего авиационным и автомобильным. Однако мрачные прогнозы не оправдались: в 2000-х годах интерес к поездам как среди клиентов, уставших от автомобильных пробок, так и на государственном уровне, где решаются вопросы развития существующей сети железнодорожных путей, стал расти. Впрочем, Россию «железнодорожный бум» обходит стороной: несмотря на все разговоры, высокоскоростные магистрали в нашей стране пока так и не появились.

В первой половине апреля стало известно, что Австралия рассматривает проект строительства высокоскоростной железнодорожной дороги на Восточном побережье страны. Дорогу планируется строить в течение 40 лет, проект потребует инвестиций на сумму в 114 миллиардов австралийских долларов (120 миллиардов долларов США). Протяженность высокоскоростной магистрали должна составить 1748 километров, предполагается, что на ней смогут курсировать поезда со скоростью до 350 километров в час. Железная дорога должна связать почти все крупные города на густонаселенном Восточном побережье, в том числе Брисбен, Сидней, Канберру и Мельбурн, а прогнозируемый пассажиропоток установлен на отметке 84 миллиона человек в год. Окончательно судьба проекта еще не решена ввиду его высокой стоимости и сложности: около 144 километров дороги придется на туннели.

Австралия — не единственная страна, которая считает железнодорожную отрасль одним из своих приоритетов. Китай намерен в 2013 году вложить в железнодорожное сообщение около 100 миллиардов долларов. В прошлом году КНР инвестировала в железнодорожное сообщение похожую сумму, а в 2010-м — на треть больше. К 2015 году страна планирует увеличить протяженность железнодорожных магистралей до 120 тысяч километров, в том числе 18 тысяч километров составит протяженность высокоскоростных железных дорог, и 40 тысяч — дорог для поездов-экспрессов. В целом Китай планирует увеличить протяженность дорог почти на треть — сейчас страна покрыта сетью железных дорог протяженностью 90 тысяч километров.

Не остался в стороне от «железнодорожного бума» и Европейский союз, который в ближайшие восемь лет планирует вложить в развитие инфраструктуры более 600 миллиардов долларов. Крупнейшим проектом в рамках этого плана должен стать Rail Baltic, предполагающий развитие железнодорожного и паромного сообщения между Финляндией, Прибалтикой, Польшей и другими странами ЕС. Проект предполагает, что единая европейская колея свяжет Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву, Берлин и Хельсинки. В дальнейшем маршрут планируется продлить до Венеции. Первый этап строительства железной дороги должен быть закончен уже в 2013 году, второй — в 2020-м.

Наконец, на железные дороги обратили внимание и в США: президент Барак Обама еще в 2009 году обещал сделать развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей приоритетом государственной транспортной политики. На соответствующую программу в течение четырех лет было потрачено более 12 миллиардов долларов. Однако, по данным CNN, она провалилась: средства ушли в основном на поддержание уже действующей инфраструктуры, а новых магистралей построено не было. Тем не менее, развитие железнодорожных путей сообщения является национальным проектом США до 2030 года.

Таким образом, получается, что масштабные планы по развитию железных дорог в том или ином виде есть в большинстве регионов мира. Между тем, еще несколько десятилетий назад казалось, что поезда проиграли соревнование автомобилям и самолетам. В тех же США правительство активно субсидировало строительство шоссе и аэропортов, но «забыло» о поездах, из-за чего сейчас в стране функционирует всего одна железнодорожная магистраль Вашингтон-Бостон, проходящая через Балтимор, Филадельфию и Нью-Йорк. Средняя скорость поездов на ней не является высокой и составляет 110 километров в час.

В статистике, впрочем, упадок железнодорожной отрасли не фиксировался: в течение нескольких десятков лет и глобальный пассажиропоток, и общемировые грузовые перевозки по железной дороге только росли (за исключением спадов во время экономических кризисов), то есть опасения не превратились в реальность. С наступлением XXI века о кризисе железнодорожных перевозок и вовсе забыли. Согласно данным Бюро статистики Китая, если с 1980-го по 2000 год перевозки пассажиров по железнодорожным магистралям выросли всего в 1,5 раза, что за 2000-е тот же показатель увеличился уже в 2,5 раза.

Одних железные дороги привлекают своей экологичностью, других — безопасностью, третьих (в первую очередь, туристов) — красивыми видами в пути. С учетом нынешних технологий в железнодорожном транспорте, поезда хоть и проигрывают самолетам на длинных дистанциях, но зато выигрывают на коротких. Оформление поездки на поезд занимает всего несколько минут, поезда, как правило, приезжают в центр города, а не в пригород, во время поездки в них можно спокойно работать, не выключая мобильную связь и интернет. И хотя инвестиционная привлекательность некоторых проектов не очевидна (даже Eurostar, связывающий Париж и Лондон по дну Ла-Манша, долгое время оставался убыточным), все же железные дороги вновь стали конкурентами автомобильному и авиационному сообщению.

Россия традиционно является железнодорожной страной и, казалось бы, первой должна была отреагировать на бум в этой области. Однако в РФ объемы направляемых в отрасль ресурсов и, следовательно, потенциальных результатов значительно отстают от мировых. Вся инвестиционная программа РЖД на 2013-2015 год составляет около 1,5 триллиона рублей (50 миллиардов долларов). Как ранее писала «Лента.ру», приоритетами инвестиционной программы РЖД является не строительство новых или расширение старых железных дорог общего пользования, а закупка локомотивов и скоростное железнодорожное сообщение.

С 2009 года скоростные поезда соединили несколько российских городов (Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород), а также Санкт-Петербург с Хельсинки. Эти поезда РЖД постоянно приводит как пример модернизации железнодорожного сообщения в стране, однако объемы перевозок на них пока не очень значительны.

Планы у РЖД, между тем, вполне масштабные. Во-первых, это ВСМ-1 (высокоскоростная магистраль), которая должна связать Москву и Санкт-Петербург новой железнодорожной веткой. Во-вторых, это ВСМ-2, которая соединит Москву и Екатеринбург. Протяженность участка, который пройдет через Казань, должна составить 1,3 тысячи километров, срок строительства составляет шесть лет, а стоимость — 1,4 триллиона рублей. С помощью ВСМ также планируется связать Казань и Самару (стоимость проекта составляет 787 миллиардов рублей), Омск и Новосибирск (890 миллиардов), Новосибирск и Красноярск (около триллиона).

Однако окончательно эти планы еще не утверждены — пока РЖД только разрабатывает обоснование инвестиций по указанным направлениям. В 2006 году в РЖД уже утверждали программу, предусматривающую строительство 21 скоростной магистрали, но за семь лет большинство проектов даже не были начаты. Госмонополия уверяет, что для строительства ВСМ будут привлечены частные средства, но уже очевидно, что реализация столь обширных планов потребует значительных государственных вложений. При этом у железнодорожной монополии есть противники, считающие, что она и так получает слишком много преференций от властей для организации пассажирского сообщения.

Например, в середине марта стало известно, что в Минфине предлагают изъять у РЖД государственные субсидии на дальние пассажирские перевозки, а освободившиеся средства направить на финансирование авиарейсов по тем же направлениям. Чиновники подсчитали, что стоимость перевозки в плацкартном вагоне одного пассажира составляет 1-1,2 рубля на километр, а в купе —1,3-1,8 рубля. Себестоимость авиаперевозок в экономклассе состаявляет 1,5-6,2 рубля на километр и сильно зависит от расстояния. По расчетам Минфина, железнодорожные перевозки конкурентоспособны только на расстоянии до 700 километров. Между тем, расстояние от Москвы до Екатеринбурга более чем вдвое превышает этот показатель. Даже при максимальной скорости поездов в 400 километров в час (которую поезд будет развивать далеко не всегда) на поездку из столицы в Екатеринбург придется потратить не менее восьми часов.

Очевидно, что развитию отечественной сети железных дорог будет сильно способствовать чемпионат мира по футболу, который российские города примут в 2018 году. Однако даже с учетом ЧМ российские поезда, похоже, ждет далеко не радостное будущее. В Институте проблем естественных монополий, который анализировал не только пассажирские, но и грузовые перевозки, в начале марта заявили, что ожидаемые вложения в железнодорожную инфраструктуру до 2030 года окажется меньше инвестиций в автомобильные дороги в пять раз. По подсчетам института, объем строительства новых железнодорожных магистралей сократится в 46 раз. В результате, считают эксперты, к 2020 году объем грузов, которые не будут вывезены по железным дорогам, увеличится до 200 миллионов тонн, что нанесет бюджету РФ убыток в 200 миллиардов рублей.

Не исключено, что в условиях надвигающейся рецессии даже скромные (по сравнению с другими странами) планы по строительству высокоскоростных магистралей в России выполнены не будут. Это, в свою очередь, ощутимо ударит по экономике страны: чем медленнее перемещаются люди и грузы, тем выше издержки бизнеса.

Источник: lenta.ru

Комментарии пользователей:
Написал: Иван Стальнов,
2013-05-23 в 11:34
0
Приводяться не очень корректные цыфры например по поводу расстояния между Москвой и екатеринбургом. Приезд в аэропот за 2-3 часа до отправления, сам полёт 2 часа, плюс час после прибытия(выгрузка из самолёта , получение богажа) получается 7-8 часов, при скорости как указано в статье 400 км/час получается в среднем около 2.5-3 тас. км это даже дальще чем Екатерибрург, так что выгода есть.Обратно отстаём вместо прорывных решений, получаем болтологию об инновации и модернизации, господа высшей власти не превращайтесь в "Твикс" пример берите с товарища СТАЛИНА.
ответить ›


А Вы что думаете?

Вы можете оставлять комментарии анонимно, или войти на сайт через open ID и использовать любой из ваших существующих аккаунтов (Mail.ru, Вконтакте и т.д.).
Ваше имя:
Контрольное число:
Отправка..
Комментарий:
Похожие новости:
Бум автопилотируемых машин назначен на 2020 год
По данным экспертов агентства IHS Automotive, до 2025 года процент автоматизированных машин будет постепенно расти. Первые 10 лет новых автомобилей с элементами автономного управления будет всего 0,2%. Однако потом этот рост значительно увеличится и продажи автомобилей с системами ..
2014-01-11 2018 0 Автомобили
0
К 2013 году АвтоВАЗ может выпустить двухтопливную Ладу
Как сообщил начальник заводского отдела автомобилей с альтернативными энергоустановками Сергей Ивлев, АвтоВАЗ планирует выпустить на рынок двухтопливный автомобиль на базе Lada Priora. Автомобиль будет работать на бензине и на газе. В настоящее время тестируются образцы, выпущенные в кузовах универсал ..
2011-11-23 3128 0 Автомобили
0
Акции Tesla Motors за год подорожали в пять раз
Акции производителя электромобилей Tesla Motors на торгах 11 февраля впервые превысили отметку в 200 долларов. Год назад на торгах 11 февраля стоимость бумаг на закрытии сессии составила 38,42 доллара. В 2013 году акции Tesla достигли максимума в середине осени: на торгах ..
2014-02-15 1873 0 Автомобили
0
Volvo проведет испытания новых беспилотных автомобилей
Широко известный производитель автомобилей концерн Volvo заявил о проведении испытаний новых беспилотных автомобилей. Данный проект именуемый «Drive me» реализуется при участии местного и федерального правительства, сообщает infoteka.info Тест-драйв проводится на основных городских магистралях Швеции. В нем принимают ..
2014-05-21 1770 0 Автомобили
0
Jaguar делает ставку на полный привод
Британский производитель премиальных автомобилей Jaguar выбрал в качестве приоритетного направления внедрение полного привода в свои модели. В ближайшие пару лет на мировом рынке появятся полноприводные седаны Jaguar XF и XJ."В прошлом полный привод означал Audi и Quattro. Сейчас ..
2011-11-23 2208 0 Автомобили
0
Daimler планирует по крайней мере шесть чисто электрических моделей, сообщают публикации
 Владелец Mercedes-Benz немецкий Daimler планирует представить по крайней мере шесть, а возможно и девять моделей электрических автомобилей, что соответствует их плану конкурировать с Tesla Motors, BMW и Audi, сообщил Reuters человек хорошо знакомый с планами компании.Automobilwoche, родственная медиа Automotive ..
2016-09-18 6480 0 Автомобили
0
BMW отзывает более 32 тысяч автомобилей
Немецкий автоконцерн Bayerische Motoren Werke AG (BMW) объявил об отзыве более 32 тыс. автомобилей в США в связи с неисправностью системы, контролирующей работу вспомогательного гидронасоса. Отзыву подлежат автомобили BMW 5-й серии, BMW 5-й серии GT, BMW 7-й серии, а также внедорожники X5 и X6, выпущенные с 2008 по 2011 год. Все автомобили, ..
2011-11-3 2014 0 Автомобили
1
Модели Porsche Cayenne и Panamera бьют рекорды
В этом году рост производства Porsche превзошел все прогнозы. По мнению Матиаса Мюллера, главы немецкой компании, в истории немецкого автопроизводителя 2011 год может стать первым, когда будет преодолена черта в 100 тысяч произведенных автомобилей. К началу октября уже реализованы ..
2011-11-1 2080 0 Автомобили
0
Китайская Lifan хочет собирать автомобили в Беларуси
В Минской области планируется наладить сборочное производство легковых автомобилей. Об этом заявил первый вице-премьер Владимир Семашко на пресс-конференции Александра Лукашенко 23 декабря. "Сегодня мы подписали соглашение о создании совместного предприятия с китайской компанией Lifan", - сказал Семашко. Учредителями ..
2011-12-25 2215 0 Автомобили
0
Продажи Lada упали
Подведены итоги по продажам автомобилей марки Lada за октябрь. На территории России в этом месяце реализовано на 1,5 тысячи меньше автомобилей отечественной марки, чем за аналогичный период прошлого года.В октябре 2011 года в России было продано 49,27 тысячи автомобилей ..
2011-11-4 2325 0 Автомобили
0
АвтоВАЗ объявил отзыв 45 тысяч автомобилей Granta
"АвтоВАЗ" объявил отзыв 45348 автомобилей Lada Granta, говорится в пресс-релизе российского концерна. Поводом для этого стала необходимость перепрограммирования блока управления системы надувных подушек безопасности. С начала 2012 года в России было продано около 108 тысяч ..
2013-01-7 1891 0 Автомобили
0
Ferrari отзывает более 200 автомобилей
Итальянский производитель суперкаров Ferrari объявил об отзыве своих автомобилей из-за потенциальных проблем с двигателем. Под сервисную кампанию попадут 206 экземпляров двух моделей - California и 458.  Как сообщает британское издание Auto Express со ссылкой на данные компании, имеет место ..
2012-05-12 1789 0 Автомобили
0
Китай начал производство автомобилей в Европе
Первый среди китайских автопроизводителей концерн Great Wall приступает к производству своих автомобилей в Евросоюзе, заявил руководитель компании Ван Шихуэй. «Наш завод в Болгарии будет пущен в эксплуатацию в феврале», – сказал Ван Шихуэй в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, ..
2011-11-25 2133 0 Автомобили
1
АвтоВАЗ создаст производство в Казахстане
Крупнейший российский производитель легковых автомобилей ОАО "АвтоВАЗ" подписал с казахстанскими автосборочным заводом "Азия Авто" и нацкомпанией "Социально-предпринимательская корпорация "Ертис" меморандум о создании совместного предприятия (СП) по выпуску автомобилей мощностью 120 тысяч единиц в год с объемом инвестиций 500 миллионов долларов, ..
2011-11-13 1973 0 Автомобили
0
Эксперты из США назвали самые экономичные автомобили
Каждый прожитый год ознаменовывается тем, что окружающая среда становится все более загазованной, отсюда и появляются различного рода заболевания, которыми страдают как пожилые люди, так и дети. На сегодняшний день загазованность окружающей среды превышает допустимые нормы более чем в двадцать раз. ..
2011-11-25 2778 0 Автомобили
0