Boeing возобновляет производство самолетов, от которых Пентагон отказался 10 лет назад

Boeing возобновляет производство самолетов, от которых Пентагон отказался 10 лет назад

Несколько дней назад портал сообщил, что компания Boeing начала расширение производственных мощностей для сборки палубных истребителей F/A-18E Super Hornet («Супер Шершень»). Это событие следует отнести к разряду «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Программа выпуска данных истребителей, которые используются на авианосцах, начавшись в 1995 году, должна была завершиться в 2020-м. Однако ее продлили до 2040 года. Более того — количество ежегодно выпускаемых самолетов должно возрасти по сравнению с предыдущими годами. «Блумберг» сообщает о том, что причиной «реанимации» производства стали возрастающие заказы на «Супер Шершень» от Канады и Кувейта, а также от ВМС и Корпуса морской пехоты США.

Рост заказов произошел, что называется, не от хорошей жизни. Компания Lockheed Martin уже давно должна была заменить устаревшие американские самолеты своей новой разработкой — легким истребителем пятого поколения F-35. Он был разработан сразу в трех модификациях: F-35А (обычный наземный), F-35 В (с укороченным взлетом и вертикальной посадкой) и F-35С (палубный истребитель). Если наземная машина, в конце концов, встала на крыло и начинает внедряться (хоть и с большим запозданием) в строевые части ВВС, то две другие пока еще совсем сырые. Относительно запаздывания F-35 В особых нареканий нет, потому что он должен быть изготовлен в существенно меньшем количестве, чем две другие модификации.

А вот проблемы с палубной модификацией уже привели к последствиям, которые со стороны выглядят анекдотическими.

Во время опытной эксплуатации F-35С беспрерывно обнаруживаются конструкторские просчеты. Они по мере возможности устраняются или минимизируются. Но тут же всплывают новые. Недавно обнаружилось, что во время катапультного старта самолета с палубы авианосца возникает сильная вибрация переднего шасси. Вибрация передается креслу пилоту. Голова колеблется с такой амплитудой и частотой, что это может повлиять на способность пилота контролировать обстановку и управлять полетом. А это создает угрозу безопасности. При опросе 78 пилотов почти четверть из них сообщили, что в момент взлета испытывают сильную боль.

Устав дожидаться, когда же Lockheed Martin начнет поставлять кондиционные палубные истребители, некоторые страны начали от них отказываться. И в такой ситуации естественным выходом из положения стало возобновление производства F/A-18 «Супер Шершней». При этом самолет будет модернизированным, отличающимся по характеристикам в лучшую сторону от F/A-18E/F. Конструкторы пока еще работают над новым вариантом истребителя, но он уже получил название F/A-18XT Advanced Super Hornet.

Если на авианосцах еще как-то справляются с отсутствием новых палубных самолетов, то в Корпусе морской пехоты предпринимаются экстренные меры для поддержания боеготовности. F-35 В, предназначенные для размещения на универсальных десантных кораблях, видимо, морпехам не очень-то и нужны. Поскольку по сравнению с нормальными самолетами они обладают меньшей боевой нагрузкой и малой дальностью действия, т.к. горючее усиленно пожирается не только при вертикальном, но и при укороченном взлете. На УДК вообще вполне достаточно иметь вертолеты. Они даже полезнее, поскольку имеют не только ударную функцию, но и транспортно-десантную.

Но вот «нормальных» палубных истребителей, которые способны выполнять боевые задачи на значительном расстоянии от места морского базирования, морпехам стало остро не хватать. В связи с чем компания Boeing начала извлекать из авиационной свалки, расположенной на базе Дэвис-Монтан в штате Аризона, выработавшие ресурс палубные истребители-бомбардировщики McDonnel Douglas F/A-18С Hornet и давать им «новую жизнь». Результаты такого «восстановления из праха» мало предсказуемы. Потому что эти самолеты не законсервированы, а находятся постоянно под открытым небом вне ангаров и навесов. Точно так же, как советские реликвии в Музее авиации в подмосковном Монине.

В конце прошлого века компания McDonnel Douglas была поглощена «Боингом», именно поэтому все работы по восстановлению старых самолетов проводит именно «Боинг». Компания гарантирует, что вводимые в эксплуатацию самолеты прослужат еще 10 лет. При этом происходит не просто восстановление истребителей, но модернизация. Поскольку «Шершни» начали поступать на вооружение 25 лет назад. Соответственно, и авионика на них установлена устаревшая.

Восстанавливаемые самолеты получили обозначение F/A-18C+. В них переоснащена кабина пилота, установлен новый более эффективный радар AN/APG-65 и улучшено связное оборудование. Но при этом о замене силовых установок речи не идет. «Боинг» намеревается восстановить 30 выработавших ресурс истребителей в рамках программы «C+ Program».

Однако и продолжающие эксплуатироваться простые «Шершни», которые не «Супер», уже находятся на пределе своих эксплуатационных возможностей. Лавинообразное нарастание аварий началось еще 2015 году. В прошлом году инцидентов с потерей самолетов и гибелью экипажей стало еще больше — в 9 наиболее серьезных происшествиях разбились 9 самолетов, 4 пилота погибли. Причем такой рост числа катастроф был вполне предсказуем. Планёр самолета рассчитан на 6 тыс. часов налета, но многие «Шершни» уже налетали больше 8 тыс.

Разговоры о необходимости замены состарившихся палубных самолетов начались уже давно. И замена была вполне подходящая. В 2001 году начались закупки «Супер Шершня» — F/A-18E (одноместный) и F/A-18D (двухместный).

Однако вскоре компания Lockheed Martin заморочила Пентагону голову обещаниями скорого развертывания супер истребителя F-35, который имеет палубную модификацию F-35C. И Пентагон, имея в руке синицу, решил переориентироваться на журавля в небе, прельстившись обещаниями достижения превосходного соотношения цены и качества. Закупки «Супер Шершня» были приостановлены.

Однако цена у новинки Lockheed Martin в результате получилась запредельной — 94 млн. долларов. В то время как «синица в руке», предлагаемая «Боингом», стоит 67 млн. долларов. Качество же оказалось превосходным лишь в рекламных буклетах производителя.

Американское командование, принимая решения о закупках того или иного самолета, сравнивает характеристики претендентов. Похоже, что на него завораживающе воздействовали два обстоятельства. F-35 относится к пятому поколению, «Супер Хорнет» — к поколению 4++. F-35 обладает «феноменальной» малозаметностью. Однако реально это не так — у F-22 эффективная площадь рассеивания в 10 раз ниже.

Практически во всех прочих параметрах у «суперистребителя» нет существенных преимуществ перед «Супер шершнем». Так, оба самолета имеют совершенные РЛС с активной фазированной антенной решеткой — AN/APG-81 и AN/APG-79. В связи с чем способны обнаруживать цели примерно на одном расстоянии.

Поэтому соотношение цены и качества говорит не в пользу F-35C. Ниже приведены характеристики этих двух самолетов.

 

ЛТХ F/A-18E и F-35С

Масса пустого, кг: 13387 — 15800

Масса снаряженного, кг: 14790 — н/д

Максимальная взлетная масса, кг: 29937 — 30300

Масса топлива, кг: 6559 — 8960

Максимальная скорость: 1,8М — 1,6 М

Боевой радиус, км: 726 — 1110

Практический потолок, м: 15240 — 18200

Максимальная эксплуатационная перегрузка, g: 7,6 — 7,5

Нагрузка на крыло, кг/кв.м.: 453 — 606

Скороподъемность, м/с: 230 — 240

Боевая нагрузка, кг: 8050 — 9100

 

Как видим, у F-35C несколько выше боевой радиус и боевая нагрузка. Однако по маневренности он заметно уступает истребителю F/A-18E. Так что по части завоевания господства в воздухе принятие его на вооружение станет шагом назад. И это особенно заметно, если сравнивать его летные характеристики с характеристиками российских палубных истребителей МиГ-29К и Су-33.

 

F-35С, МиГ-29К и Су-33

Максимальная скорость, км/ч: 1,6М — 2,17М — 2,17 М

Боевой радиус, км: 1100 — 850 — 1500

Практический потолок, м: 18200 — 17500 — 1700

Максимальная эксплуатационная перегрузка, g: 7,5 — 8,5 — 8,5

Нагрузка на крыло, кг/кв.м.: 606 — 423 — 441

Скороподъемность, м/с: 240 — 300 — 300.

Newsland.ru

Похожие новости:
Пентагон объявил разработчика нового ядерного бомбардировщика
Пентагон огласил победителя тендера на разработку и производство ядерного бомбардировщика под названием LRS-B. В рамках программы по конструированию незаметного ядерного бомбардировщика под названием LRS-B компаниями-лидерами в сфере военных разработок было предложено два прототипа. Первый - проект корпорации Northrop Grumman, ..
2015-11-03 1374 0 Военная техника
0
Все бомбардировщики B-52 преодолели 50-летний рубеж
Все дальние бомбардировщики B-52 Stratofortress ВВС США перешагнули 50-летний рубеж, говорится в сообщении американского авиастроительного концерна Boeing. По данным концерна, 26 октября 2012 года 50 лет исполнилось самолету B-52H с бортовым номером 61-040, поставленному ВВС США последним в 1962 году. Этот бомбардировщик ..
2012-10-30 1112 0 Военная техника
0
Boeing проведет модернизацию летающих радаров НАТО
Американский авиастроительный концерн Boeing получил контракт на модернизацию самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3A Sentry, находящихся в распоряжении НАТО. Как сообщает Defense News, сумма сделки составила 250 миллионов долларов. Через программу модернизации пройдут 13 из 17 самолетов ..
2014-08-07 1052 0 Военная техника
0
ВВС Австралии получили летающий радар Wedgetail
Королевские ВВС Австралии получили последний из шести заказанных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Boeing 737 Wedgetail, сообщает Flightglobal. Все самолеты вошли в состав 2-й эскадрильи, расположенной в Уильямтауне. Как ожидается, принятие на вооружение всех Wedgetail состоится в конце 2012 года. Министерство ..
2012-06-5 950 0 Военная техника
0
Boeing разработает проект модернизации летающих радаров
Американский авиастроительный концерн Boeing получил контракт на разработку проекта модернизации самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3 Sentry, стоящих на вооружении ВВС США и НАТО. Как сообщает Defense Aerospace, сумма сделки составила 368 миллионов долларов. Заказчиком работ выступил Центр ..
2012-05-25 1048 0 Военная техника
-1
Boeing научит военных запускать авиабомбы с земли
Американский авиастроительный концерн Boeing приступил к разработке технологии, которая в перспективе позволит Армии США наносить удары по наземным целям при помощи авиационных бомб SDB, сообщает Defense News. При этом сами авиационные боеприпасы также будут запускаться военными ..
2013-10-24 1040 0 Военная техника
0
Прошли испытания истребителя F-35 по применению оружия
США успешно провели первые испытания истребителя пятого поколения F-35 по применению авиационных средств поражения (АСП). Об этом сообщает АРМС-ТАСС со ссылкой на Министерство обороны США. Как уточнил Пентагон, F-35 удалось поразить условную цель на базе ВВС США Эдвардс, расположенной ..
2013-10-31 1371 0 Военная техника
0
«МиГ» удвоит производство самолетов за три года
Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» намерена к 2017 году увеличить производство самолетов вдвое. Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил заместитель генерального директора «МиГ» по экономике и финансам Сергей Мамаев. По его словам, в настоящее время темпы производства самолетов на предприятии ..
2014-02-10 1293 0 Военная техника
0
Пентагон объявил тендер на разработку нового бомбардировщика
Министерство обороны США объявило тендер на разработку перспективного стратегического дальнего бомбардировщика для ВВС, сообщает Jane`s. Завершить конкурс и выбрать компанию-разработчика военные планируют весной 2015 года. К настоящему времени о своем намерении принять участие в тендере объявили американская ..
2014-07-12 1432 0 Военная техника
0
Пентагон дал рекомендации как исправить двигатель F135
Пентагон выявил причину возгорания двигателя F135 истребителя F-35A летом этого года, которое привело к временному запрету полетов на самолетах этого типа, сообщает DoDBUZZ 31 октября. Начальник программы F-35 генерал-лейтенант ВВС США Кристофер Богдан (Christopher Bogdan) сообщил, ..
2014-11-03 984 0 Военная техника
-1
Старение парка ВВС США стало настоящей катастрофой
Значительное старение авиатехники привело к росту инцидентов с участием военных самолетов США. В последнее время участились случаи отказа техники и повышение уовня аварийности с участием самолетов ВВС, ВМС и Национальной гвардии США. Ранее "Военный информатор" сообщал о ряде случаев потери военных ..
2014-10-24 1687 0 Военная техника
0
NASA продолжает разрабатывать беспилотный самолет
NASA проявляет большой интерес к разработкам беспилотного самолета X-48C в сотрудничестве с компанией Boeing, которая является последней итерацией в ее шестилетнюю программу X-48 по развитию эффективного смешанного типа крыла. X-48 представляет собой смешанного типа крыло самолета, ..
2013-01-30 938 0 Военная техника
0
Lockheed Martin начала сборку сотого истребителя F-35
Lockheed Martin приступила к сборке сотого истребителя F-35 Lightning II, говорится в пресс-релизе американской компании. Речь идет о самолете обычного взлета F-35A с номером AF-41, предназначенного для ВВС США. В настоящее время завершается сборка консолей крыла. После сборки ..
2013-01-31 878 0 Военная техника
0
Эксперт: Пентагон занялся разработкой нового бомбардировщика
Истратив $ 400 млрд. на истребитель F-35, который обернулся полным провалом, Пентагон пытается разрядить ситуацию созданием другого самолёта – «большого и дорогого стелс-бомбардировщика», пишет в Daily Beast основатель блога военной тематики War Is Boring Дэвид Экс. Его статью ..
2015-09-09 2762 0 Военная техника
0
Истребитель F-35 впервые выполнил вертикальный взлет
Истребитель пятого поколения F-35B Lightning II, разработанный американской компанией Lockheed Martin, впервые выполнил вертикальный взлет. Об этом сообщает Flightglobal. Первый вертикальный взлет самолет совершил 10 мая на авиабазе ВМС США в Патаксент-Ривер, штат Мэриленд. В 2001 году состоялся первый ..
2013-05-13 1826 0 Военная техника
1