Посадка на Марсе трудна, но миссия выполнима

Несколько лет назад представителям НАСА дали задание каталогизировать число технических действий и удачных выходов на связь необходимых для того, чтобы корабль в безопасности долетел от Земли до Марса. Примерно число – 10 тысяч.

И это речь идет об орбитальном летательном аппарате, в отличие от посадочного модуля марсохода Mars Science Laboratory, которому необходима дополнительная и крайне требовательная посадка на поверхность через тонкую марсианскую атмосферу.

Не удивительно, что количество удачных миссий на Марс не велико. Около 43 космических аппаратов, орбитальных и посадочных миссий были совершены НАСА и агентствами других стран за последние 40 лет, и лишь 12 из них были успешными. Статистика ошибок превышает две трети.

«Эта миссия не прощает ошибок. Здесь все должно быть правильно», - заявил Скотт Хаббард (Scott Hubbard), бывший глава марсианской программы НАСА и научно-исследовательского центра имени Эймса в калифорнийской Кремниевой долине. «В целом, один промах и ты вне игры».

Такова отрезвляющая реальность Mars Science Laboratory, стоимостью 2,4 миллиарда долларов, и марсохода Curiosity, ожидающего пятничного запуска на ракете «Атлас-5» с космического центра имени Кеннеди.

Но, по крайней мере, на данный момент НАСА обладает среднестатистически лучшим результатом – последние шесть миссия на Марс признаны успешными. А что касается посадки и сбора материалов для изучения, только НАСА добилась в этом вопросе успеха.

Бывшая советская, ныне российская космическая программа не добилась ни одной удачной миссии из 20, запущенных на Марс, хотя два корабля приземлились, сумев передать несколько фотографий и ведя трансляцию в течение 30 секунд.

Все миссии на Марс начинаются с запуска на околоземную орбиту. Уже оттуда запускаются несколько ракет с реактивной системой управления, сначала для того, чтобы выстроить орбиту в точности с орбитой Марса, а потом для того, чтобы доставить корабль в сторону Марса. Точность, необходимая для второго шага, невероятна, а с целью очень легко промахнуться.
Неспособность завершить построение судя по всему обрекла на неудачу последние усилия России доставить «Фобос-Грунт» на марсианскую луну. По информации, имевшейся на прошлой неделе, корабль упадет на Землю в январе.

После успешного направления движения в сторону Марса, корабль начинает подвергаться вредоносной радиации и температурам, несравнимым с теми, что есть на Земле. Расстояние также велико – около 400 миллионов миль, в зависимости от позиции на орбитах планет. Связь становиться особенно сложной на таком расстоянии; требуется 14 минут, чтобы радиосигнал с Марса дошел до Земли.

Посадка на Марсе требует, чтобы космический аппарат снизил скорость с 12 тысяч миль в час до нуля за шесть минут. Посадка на Марсе является особенно сложной в связи с тем, что атмосфера планеты очень тонкая и не предоставляет тормозной помощи, но, в отличие от Луны, атмосфера меняется, что означает, что местные условия следует учитывать.

НАСА испытала серию промахов в конце 90-ых годов, когда несколько миссий на Марс провалились, но Хаббард был одним из тех, кто смог улучшить программу. По его словам, главные неполадки были обнаружены в инженерных системах, сложном процессе контроля того, чтобы все части миссии: запуск, выведение на орбиту, защита в условиях глубокого космоса и посадка – сработали вместе.

Именно кропотливая интеграция многих систем является главным российским промахом, как считают многие эксперты, а также использование менее сложных и более дешевых технических начинок.

Источник: inosmi.ru